Свободные Радикалы: Александр Сумароков. «Сон «Счастливое общество»» (1759)

воскресенье, 2 августа 2009 г.

Александр Сумароков. «Сон «Счастливое общество»» (1759)

Русский писатель, основатель русского классицизма Александр Петрович Сумароков (1717 – 77) был ярким представителем дворянского умеренного либерализма. Свои взгляды на идеальное устройство государства и общества Сумароков изложил в небольшом очерке «Сон «Счастливое общество»», опубликованном в издававшемся им журнале «Трудолюбивая пчела» в 1759 г. Среди прочего, Сумароков выступает за полное невмешательство церкви в светские дела.

По мнению писателя, духовное сословие необходимо реформировать. Оно никак не должно вмешиваться в светские дела. Священники должны лишь заниматься духовной практикой и служить моральным авторитетом для общества. При этом их материальное благосостояние должно быть сведено к минимуму.

Вот как Сумароков описывает положение духовных лиц в том идеальном обществе, которое ему приснилось: «Духовные содержатся в великом почтении, которого они и достойны. Они во многом подобны стоическим философам, ибо страсти самую малую искру власти над ними имеют, а они равны и во благополучии и во злополучии».

Сумароков подчеркивает аскетизм священников и их равнодушие к земным благам. «К пище привыкли они необходимой. Кроме необходимости, ни в чем ничего не требуют и довольствуются содержанием без малейшего излишества, не имея притом и ни малейшего вредного человеческому естеству недостатка», - пишет он.

Священники, по мысли Сумароков, должны стать скорее моральными образцами и носителями просвещения, нежели мракобесия и пороков. «Все они люди великого учения и беспорочныя жизни. Первое служит ко наставлению добродетели, а второе к показанию образца проповедуемой ими добродетельной жизни», - пишет автор.

Сумароков пытается сформулировать принцип светскости, то есть полного невмешательства церкви в дела государства. «Во светские дела они ни под каким видом не вмешиваются, а науки благочестия просвещением почитают», - пишет Сумароков.

Впрочем, светскость у Сумароков носит половинчатый характер: да, священники не имеют право вмешиваться в светские дела. Но при этом они существуют на общественные средства, которые, однако, должны быть весьма ограничены.

«О домостроительстве они не пекутся, - пишет Сумароков, - ибо содержит их общество, и получают они определенное, а больше того им никто участно дать не дерзает; ибо то наказанию подвержено, да они и сами в сие преступление не впадают, сие нарушает правила их и опровергает почтение, заслуженное ими по справедливости».

Наконец, священники не должны стоять на пути просвещения. Напротив, они считают науки частью благочестия. «Суеверия и лицемерия они неприятели, первое язвою благочестия почитая, а второе лукавством, затмевающим сияние благочестия под ложным, видом умножения лучей его и маскою злодеяния; ибо-де истинное благочестие притворства не требует», - пишет Сумароков.

Фрагменты из очерка Сумарокова можно прочитать здесь:
http://www.media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=483&chapter_num=7

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,