Свободные Радикалы: Март 2009

пятница, 27 марта 2009 г.

Оргкомитет Марша за добровольную армию глубоко возмущен действиями чиновников московской Мэрии, саботажем законодательства фактически сорвавших проведение акции, которая должна была состояться 29 марта. Чиновники, получив уведомления 18 марта не ответили в установленные сроки, затянули процесс согласования до 26 марта и тем самым лишили возможности организаторов предварительно оповестить сторонников отмены призыва о формате, месте и времени проведения Марша.

Мы заявляем, что московская Мэрия сознательно сорвала законную акцию за отмену призывного рабства, Мэрия в очередной раз нарушила право москвичей на мирную манифестацию и продолжает являться одной из основ правового нигилизма в столице.
Мы считаем, что действия должностных лиц Московской мэрии подпадают под действие ст. 149 УК РФ и намерены добиваться привлечения виновных к ответственности.

Мы обязательно устроим акцию за отмену призыва в ближайшее время, в соответствии с законодательством форму, место и время проведения мы определять будем самостоятельно.

Ярлыки: , ,

вторник, 24 марта 2009 г.

Европарламентарии-радикалы нанесли визит тибетцам, держащим голодовку в Брюсселе.

Брюссель, 17 марта. Ввиду того, что трое тибетских активистов уже семь дней держат голодовку напротив китайского посольства в Брюсселе, трое членов Европейского Парламента посетили голодающих с целью выразить им свою солидарность. По истечении недели, голодающие уже потеряли примерно по 5 килограмм веса.

Ева Лихтенбергер, депутат Европарламента от Австрии, посетила голодающих утром 17 марта и сказала, что она "здесь, чтобы продемонстрировать свою солидарность с тремя голодающими и с тибетским народом". Она обещала им информационную и иную поддержку при помощи всех каналов, доступных ей как депутату.

В тот же день во второй половине дня члены руководства Ненасильственной Радикальной Партии Марко Паннелла и Марко Каппато, депутаты Европарламента от Италии, задержались на некоторое время у палатки голодающих. Г-н Паннелла при этом попросил активистов-тибетцев не благодарить их за этот жест. "Это мы благодарны вам за ваше мужество, а мы здесь в качестве ваших братьев, родителей и предтечей. Мы надеемся, что эта борьба не будет слишком долгой, но мы готовы и будем продолжать нашу поддержку настолько долго, насколько это будет нужно", - сказал Паннелла.

Марко Каппато, немало поспособствовавший принятию Европарламентом Резолюции по Тибету 12 марта 2009 года, сказал, что в этом деле он вдохновлялся именно их мужеством. "Мы на вашей стороне в вашей ненасильственной борьбе за свободу. Это не просто ваша борьба, но это борьба за всеобщий гуманизм, и мы всегда будем участвовать в ней", - добавил он.

"Сегодня мы отмечаем очередную годовщину того дня, когда Его Святейшество Далай-Лама и тысячи тибетцев вынуждены были бежать в поисках убежища из-за китайского вторжения. Страдание внутри Тибета не уменьшилось, а в некотором отношении ситуация даже ухудшилась", - сказал Цеван Ригзин, Президент Конгресса Тибетской Молодежи.

Поблагодарив визитеров, трое голодающих со слезами на глазах попросили евродепутатов добиться быстрого ответа на их обращения со стороны Европарламента.

Представитель Тибета Таши Вангди посетил голодающих в это воскресенье и подарил всем троим традиционные тибетские шарфы и поблагодарил их за их жертвенность. Тхуптен Гьяцо, Президент Тибетской общины Франции, посетил голодающих днем ранее, 16 марта, и поблагодарил их за их мужество от имени всех тибетцев Франции. Президент Тибетской общины Бельгии также посетил голодающих тибетцев 17 марта.

По материалам сайта Радикальной Партии.

Ярлыки: ,

Бесплатная помощь призывнику.

воскресенье, 22 марта 2009 г.

Сэмюэл Ричардсон. «Кларисса Харлоу» (1748)

Романы английского писателя Сэмюэла Ричардсона (Samuel Richardson) (1689 – 1761) считаются образцами мещанского морализаторства, прославляющего христианские добродетели. Роман «Кларисса Харлоу, или История молодой леди» («Clarissa Harlowe; or the history of a young lady») (1748) рассказывает о том, как девушка из богатой буржуазной семьи была похищена молодым аристократом, изнасилована им, но даже на смертном одре не потеряла свою веру и добродетель.

Однако в этом объемном и мало интересном современному читателю тексте есть интересная мысль, которую высказывает главный отрицательный герой романа – распутник и насильник Роберт Ловелас (чье имя стало нарицательным).

Ловелас предлагает радикальную реформу брака, призывая заключать все браки сроком на один год, после чего они должны расторгаться. По его мысли, браки должны заключаться ежегодно так же, как ежегодно должны проходить выборы в парламент.

Регулярная смена супругов позволит, по мысли Ловеласа, уничтожить супружескую измену, полигамию, ревность, лицемерие супругов, изнасилования и даже предотвратить многие убийства.

Реформа брака также улучшит отношения между полами. Те из супругов, которые плохо вели себя в первом браке, получали бы возможность исправиться с каждым новым браком.

«Каждый мог бы вступать в брак по крайней мере десяток раз. Как мужчины, так и женщины вели бы себя внимательно, вежливо и деликатно», - убежден Ловелас.

«Одним словом, за несколько лет полностью улучшились бы нравы и образ жизни обоих полов, что было бы следствием такого спасительного закона», - заявляет он.

Более того, годичные браки полностью учитывали бы интересы женщины. Так, по мысли Ловеласа, мужчина не сможет жениться на другой женщине, пока он не решит все спорные вопросы с предыдущей женой, и пока они не договорятся о том, с кем останутся их общие дети: с ней, с ним или на воспитании государства.

«Я ничего не хочу оставлять в полной власти мужчины. И все в моем плане сделано в пользу женщины», - заявляет Ловелас.

Он подчеркивает, что его реформа брака кардинально отличается от патриархальной полигамии. «Насколько более предпочтительным является мой план перед многоженством древних патриархов, имевших бесчисленных жен и наложниц», - говорит Ловелас.

Английский текст романа:
http://ebooks.adelaide.edu.au/r/richardson/samuel/clarissa/

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , , ,

среда, 18 марта 2009 г.

Пикет против преследований политических активистов

Либертарное движение "Свободные радикалы" примет участие в организованном коалицией "Другая Россия" пикете против преследований политических активистов, который состоится Москве 19 марта у памятника Фридриху Энгельсу у Пречистинских ворот (станция метро "Кропоткинская") с 18-30 до 20 часов.

Цель акции: привлечь внимание общественности к принимающему массовый характер преследованию политических активистов.

Так 9 марта были задержаны у себя дома и взяты под арест нацболы: Павел Жеребин, Михаил Пулин и Алена Горячева. Формальным поводом для задержания послужили события трехмесячной давности, когда нацболы подверглись нападению со стороны представителей проправительственных молодежных организаций и вынуждены были защищаться. Однако "Другая Россия" связывает задержания с предстоящим Днем несогласных.

Эти аресты в точности повторяют нашумевшее "Таганское дело", когда жертвы нападения были осуждены, а нападавшие отпущены. Нацболам предъявлено обвинение по статье 213, части 2 УК РФ ("Хулиганство") и избрана мера пресечения - 2 месяца СИЗО.

Следует отметить, что нацболы сегодня подвергаются наиболее жесткому преследованию со стороны властей. Они составляют наиболее значительную часть политзаключенных современной России. Помимо административного и уголовного преследования по отношению к нацболам применяются меры физического насилия, вплоть до убийств. Убийства Юрия Червочкина и Антона Страдымова до сих пор не раскрыты, а власти не проявляют заинтересованности и предпринимают никаких усилий для расследования этих преступлений.

Ярлыки: , ,

вторник, 17 марта 2009 г.

Первый показ в рамках кинофестиваля "Пулеметная кинолента"

Член Оргкомитета "Свободных Радикалов" Всеволод Чернозуб избран членом Политсовета Московской городской организации движения "Солидарность".

В воскресенье, 15 марта в Москве, в корпусе "Альфа" гостиничного комплекса "Измайлово" состоялась Учредительная конференция московского отделения движения "Солидарность". Делегаты конференции проголосовали за учреждение Московской организации, утвердили Организационные принципы ее работы, избрали Политсовет, а также приняли ряд программных заявлений.

Следует отметить, что в числе важных изменений, внесенных делегатами в изначальный проект Оргпринципов, было положение о том, что членами Московской организации движения могут быть не только жители Москвы, но и жители области, работающие в Москве. Также была отвергнута идея единоличного руководства организацией: поста Председателя в ней не будет. Что касается поставленных на голосование заявлений, то они имели исключительно внутригородскую, почти всецело политико-хозяйственную направленность, но не политико-правозащитную и не политическую как таковую. При этом не следует забывать, что Московская организация неизбежно обречена стать крупнейшей в России по численности, и поэтому характер и тональность ее заявлений и акций неизбежно так или иначе будут влиять на политику других отделений движения в российских городах и областях.

В работе конференции в качестве ее делегатов приняли участие активисты "Свободных Радикалов" Николай Баев, Екатерина и Сергей Константиновы, Алекс Мома и Всеволод Чернозуб (последний также был членом Президиума конференции). Сергей Константинов и Всеволод Чернозуб также выдвигались кандидатами в Политсовет Московской организации "Солидарности", который будет состоять из 37 активистов. По результатам тайного голосования, которые стали известны лишь в ночь с 16 на 17 марта, Всеволод Чернозуб избран в Политсовет организации: в рейтинговом голосовании он набрал 197 голосов, заняв по их числу пятую позицию.

Алекс Мома.

Ярлыки:

суббота, 14 марта 2009 г.

Готхольд Эфраим Лессинг. «Евреи» (1749)

Немецкий писатель и философ Готхольд Эфраим Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing) (1729 – 81) был одним из первых европейских интеллектуалов, который проповедовал терпимость к евреям. В 1749 г. он написал пьесу «Евреи» («Die Juden»), которая была посвящена толерантному отношению к еврейскому народу.

Сюжет пьесы таков. Случайный путешественник спасает богатого и знатного барона от нападения на большой дороге. На него напали разбойники, переодетые евреями. Барон, который придерживается дурного мнения о евреях, приглашает путешественника, всячески скрывающего свое происхождение, к себе в дом, чтобы он стал его гостем.

В этом доме он знакомится с местным управляющим, который крадет у него табакерку. Пытаясь разоблачить управляющего, путешественник обнаруживает у него накладную бороду, которую тот использовал для того, чтобы напасть на своего господина со своими сообщниками, переодетыми в евреев.

Путешественник разоблачает вора и разбойника, за что в награду барон предлагает ему руку своей дочери и все свое состояние. Однако путешественник отказывается, объявляя всем присутствующим, что он еврей (согласно прусским законам, браки между евреями и христианами были запрещены).

Тогда барон предлагает ему управлять всем его имуществом, но тот отказывается, желая и дальше продолжать свое путешествие. Слуга путешественника, который до этого не догадывался, кому он служит, с радостью готов следовать за своим господином.

Прототипом путешественника в пьесе «Евреи» считается еврейско-немецкий философ-просветитель Мозес Мендельсон, который был другом Лессинга.

Немецкий текст пьесы:

http://www.zeno.org/Literatur/M/Lessing,+Gotthold+Ephraim/Dramen/Die+Juden

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

четверг, 12 марта 2009 г.

Поджигая традицию: мусульманский выбор Сары Азмех Расмуссен



8 марта 2009 г. норвежская писательница сирийского происхождения Сара Азмех Расмуссен, первая открытая лесбиянка и трансгендер в исламской общине Норвегии после официальной феминистской демонстрации 8 марта публично сожгла хиджаб, как символ угнетения женщин.

Будь это действие совершено в Бейруте, Дамаске, Багдаде, да и Восточном Иерусалиме его можно было бы лишь приветствовать и аплодировать бесстрашию Сары, однако будучи проведенным в Осло — столице одного из наиболее феминистских, одного из наиболее эгалитаристских в области гендерной политики государств мира оно ставит куда больше вопросов.

С одной стороны может показаться, что Сара, будучи бывшей мусульманкой, родившись в Сирии, но добавив к своему имени норвежскую фамилию —может тем самым желать показаться наконец настоящей, свободной норвежкой в глазах норвежского общества, с подозрением относящегося к малочисленной, молодой, в основном иммигрантской религиозной общине. Она может тем самым утверждать необходимость углубления ассимиляционистской политики проводимой норвежскими властями, которые уже дважды во время правления левых партий — в 1995 и в 2006 гг., запрещали открытие мусульманских частных школ (впрочем, в правление Христианско-Демократической партии Норвегии однажды такое разрешение все же было получено и мусульманская школа в Осло существовала с 2001 по 2004 г), Властями, которые уже запретили ношение никаба в школах Осло, где проживает немалая часть мусульманского населения страны. Тем самым Сара может способствовать лишь углублению отнюдь не способствующей межкультурному диалогу традиционной европейской исламофобии.

С другой стороны, Сара, будучи все же мусульманкой по культурному происхождению не может и закрывать глаза и на глубокую гендерную интолерантность мусульманской общины Норвегии,-- абсолютное большинство мусульман-участников гей-парадов в Норвегии до сих боится выходить на них с открытым лицом, Общины, крупнейшая из организаций которой -- Исламский Совет Норвегии, в 2008 г., сделала запрос о допустимости смертной казни гомосексуалов в Европейский Совет по Фетвам и Исследованиям — консервативную организацию известную своими заявлениями о недопустимости отделения религии от государства, отказе признать равноправие женщин, утверждающую необходимость убийства отступников от ислама, отказывающуюся от сотрудничества с либеральными муллами.



Все это в комплексе еще один раз ставит перед нами вопрос о том, какими методами должна вестись борьба за модернизацию малочисленных иноэтничных традиционалистских общин в современных обществах. Где проходит граница между стремлением к модернизации, конструированию новой идентичности этнорелигиозного меньшинства и утверждением необходимости насильственной ассимиляции, полной утраты им своей культурной самобытности, -- собственно своего исторического «я»?

Европейцам однажды уже приходилось пытаться ответить на этот вопрос — в отношении евреев. Поиски этого ответа затянулись на 180 лет-- от первых усилий еврейских просветителей-маскилим до печей и газовых камер Холокоста и породили самые разные его варианты — от превращения в «равноправных граждан» лишь изредка вспоминающих о своей исторической связи с иудаизмом до иудейской ультраортодоксии по внутреннему духу более всего похожей на движение «Талибан», от принятия евреев, как интегральной части мультикультурного общества до физического уничтожения всех хоть как-то связанных с еврейством.

Теперь ответ на этот вопрос придется искать еще раз-- конечно, в совсем других условиях, и общество Цивилизации Просвещения значительно изменилось с 18 столетия и мусульманское меньшинство, в отличие от еврейского так или иначе связано с регионами, где ислам является господствующей религией. И именно от ответа, ставшего наиболее успешным будет зависеть — растворится ли тихо мусульманское меньшинство в гражданских нациях, исчезнет ли в огне очередного геноцида или станет одним из элементов мозаики европейских культур? Станет ли модернизация трамплином для формирования современного, свободного исламского мира или, напротив, отторжение европейцев по отношению к «чужим» приведет к тому, что наиболее реакционные по отношению к ценностям современной европейской цивилизации элементы станут играть в нем доминирующую роль?

Разумеется, никакой «исторический ответ» не будет возможно суммировать в рамках той или иной конкретной идеологической доктрины, но он будет собой представлять широкое поле возможных вариантов, и одним из вариантов этого выбора станет выбор модернизированного, светского, антиклерикального европейского «пост-мусульманина», тем не менее своей жизнью и действием сохраняющего ту или иную связь как с исламской, так и с современной европейской историей и культурой — выбор, который делает сочетающая арабское и европейское имена, публично сжигающая хиджаб и, ранее, в 2008 г., никаб, Сара Азмех Расмуссен. Можно спорить о том, насколько этот выбор имеет отношение к «настоящей» пост-исламской культуре, а насколько к формально-бессмысленному празднику различий в «этнографическом» стиле, но он несомненно является одним из тех выборов которым принадлежит будущее европейских мусульман.

Ярлыки: , , , ,

Сергей Шойгу и другие законодатели истории

Последнее время разными людьми обсуждается и, чем ближе идеологически оные к государственной власти, тем чаще поддерживается, предложение главы МЧС Сергея Шойгу об установлении уголовной ответственности за отрицание "решающей роли СССР в победе над фашизмом". В его поддержку уже успели высказаться глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена, Генеральный прокурор Юрий Чайка, а также представитель президента в Конституционном суде и экс-лидер "Гражданской Силы" Михаил Барщевский.

Сравнивают это предложение обыкновенно с законами некоторых европейских стран об уголовной ответственности за отрицание Холокоста. Оставляя за скобками отношение к законам подобного типа, необходимо отметить, что предложение С. Шойгу имеет совершенно иную природу.

Действительно, законы об уголовной ответственности за отрицание Холокоста направлены на увековечивание памяти, или, как скажет противоположная сторона, «мифа» о геноциде этнического меньшинства, осуществленного нацистским режимом и некоторыми из его союзников при активном участии или не менее активном безразличии населения абсолютного большинства из всех подвластных этому режиму территорий. Таким образом, так или иначе, этот закон направлен на защиту этнических меньшинств, от распространения идеологий, направленных на их уничтожение и/или дискриминацию.

Нетрудно заметить, что закон об "отрицании решающей роли СССР" никак не вписывается в эту концепцию – он не направлен на "защиту" того или иного меньшинства от насилия, но, напротив, направлен на "сохранение памяти" о победе в войне, завершившейся существенным расширением территории подконтрольной правящему режиму и сопровождавшейся многочисленными актами геноцида против этнических и социальных групп объявленных недостаточно лояльными к этому режиму, в частности, депортации народов, от финнов и немцев (не только Поволжья) до чеченцев, ингушей, балкарцев и крымских татар в 1941–1944 годах.

Впрочем, закон об отрицании Холокоста не единственный правовой акт подобного рода на европейском пространстве. Так, в Литве, Польше и Чехии действуют нормы об уголовном преследовании за отрицание преступлений коммунистических режимов – эти законы действительно уже несколько ближе к предлагаемому, так как направлены не на защиту меньшинств, но на закрепление патриотического национального мифа об антиколониальном сопротивлении советской оккупации и (в значительно меньшей степени, кстати) марионеточным просоветским режимам.

Однако, несмотря на во многом этатистскую природу этих законов, до предложения С. Шойгу им еще далеко, поскольку направлены они все же на закрепление мифа о сопротивлении авторитарному режиму и его оккупационным войскам в границах страны, направленном на построение демократического национального государства, а не об экспансии за его границы.

Перемещаясь дальше к границам европейского пространства, мы увидим Турцию с ее принятой в 2005 г. печально известной статьей 301 УК об оскорблении и клевете против "Турецкости"("Турецкой нации" в варианте от 30 апреля 2008 г.) и "Правительства Республики Турция" применяемой, в частности, против граждан Турции, публично признающих факт геноцида армян в 1915–1916 гг. Это действительно, уже куда ближе к нашему предложению, точнее к его гибриду с нынешней произвольным образом применяемой статьей 282 УК РФ.

Обе эти статьи направлены на защиту агрессивной государственной мифологии – радикально националистической в турецком случае и имперско-экспансионистской – в российском. Действительно, ведь так называемая "победа над фашизмом" служит сейчас, по-видимому, единственной "точкой сборки" коллективной идентичности российской нации; как и в турецком случае, это предложение может служить оправданию и скрытию многочисленных военных преступлений и актов геноцида, сопутствовавших т.н. "победе над фашизмом", равно как и оправданию тоталитарного режима, ведшего ту войну.

Наконец, это предложение, в чем-то будучи менее ограничивающим (в нем, действительно, не упоминается, например, о "клевете на российскую власть", присутствовавшей, впрочем, некоторое время в законе о противодействии экстремистской деятельности), в чем-то идет дальше турецкого варианта, закрепляя не национальную, но расширенную имперскую идентичность и, таким образом, поощряя военную экспансию в соседние государства.

Необходимо отметить также еще две вещи, а именно наличествующую в Турции сравнительно независимую судебную систему, что ведет к довольно высокому проценту оправданий. Так, было прекращено дело против Орхана Памука, оправдана журналистка и писатель Перихан Магден, равно как и переводчики и издатели книги Ноама Хомского и Эдварда Хермана "Manufacturing Consent". Кроме того, большинство из дел подобного рода в Турции были инициированы турецкими ультранационалистами из объединений, аналогичных прославившемуся на ниве борьбы с современным искусством (вспомним один только погром, учиненный ими на выставке "Осторожно, религия!" в Центре им. Сахарова) "Народному Собору" и "Антирусофобской лиге". В частности, более сорока таких дел в Турции были инициированы Кемалем Керинксизом, подвергшемуся в январе 2008 года аресту в связи с делом ультранационалистической террористической организации Эргенекон.

В России, с ее отсутствием независимых судов и куда более высоким общественным положением чиновников, активно продвигающих это предложение, последствия его принятия могут оказаться куда значимее турецких. Принятие этого закона может привести к неконтролируемому росту числа уголовных дел против общественных деятелей и историков и сделать проблематичной любую публичную критику сталинизма и советской оккупации стран Восточной Европы, дальнейшему подъему антизападных настроений и невозможности сколько-нибудь широкого обсуждения роли союзных держав во Второй мировой войне, а также фактическому запрету и без того всячески изгоняемой из «коллективной памяти» горькой правды о депортациях народов, с одной стороны, и соучастием многих граждан СССР в преступлениях нацистских оккупантов (прежде всего, направленных против местного еврейского населения), с другой. Закон, на принятии которого настаивают Сергей Шойгу и его сторонники, станет еще одним гвоздем в гроб беспристрастного осмысления россиянами своей трудной, противоречивой истории.

Ярлыки:

Радикальная партия - Тибет: мероприятия в ознаменование 50-й годовщины подавления Тибетского национального восстания.

В дни 50-й годовщины массового исхода жителей Тибета из оккупированных Китаем областей этой страны, начавшегося 10 марта 1959 года, в пик подавления восстания в тибетской столице Лхасе и кровавой резни, устроенной китайскими коммунистическими хунвейбинами, в Риме прошел целый ряд акций. Наиболее значимой из них был "Ораторский марафон", состоявшийся на площади Монтеситорио, напротив главного входа в Палату депутатов итальянского парламента, приуроченный к голосованию по законодательной инициативе Маттео Мекачи в поддержку тибетской автономии и политического курса ненасильственной борьбы, которую ведут тибетские активисты под руководством Далай-ламы.

В ораторском марафоне приняли участие активисты Ненасильственной Радикальной Партии, представители общественных объединений, местных органов власти, учреждений культуры, Межфракционной депутатской группы в поддержку Тибета в Парламенте Италии.

В тот же день, в 18-30, на площади Мадонна ди Лорето \ Пьяцца Венеция, началась ненасильственная политическая акция, участники которой зажгли свечи в поддержку инициатив Далай-ламы. Это мероприятие, собравшее немалое количество участников, было организовано Тибетской общиной Италии при поддержке и содействии Ассоциации тибетских женщин, Ассоциации Италия - Тибет при поддержке Ненасильственной Радикальной Партии.

В этот день также состоялся ряд других собраний и публичных акций в поддержку Тибета.

Ярлыки: ,

воскресенье, 8 марта 2009 г.

Джон Мильтон. «О разводе» (1643)

Английский поэт Джон Мильтон (John Milton) (1608 – 74) был несчастлив в семейной жизни. Его брак практически распался, однако Мильтон сталкивался с препятствиями для получения развода. В ответ клерикалам, отрицавшим необходимость развода, поэт написал в 1643 г. эссэ «О разводе» («The Doctrine and Discipline of Divorce: Restor'd to the Good of Both Sexes, From the Bondage of Canon Law»).

В нем Мильтон обосновывал необходимость развода, если между супругами отсутствует взаимная договоренность.

Брак, по его мнению, - это не столько средство для продолжения рода, сколько «радостное общение» мужчины и женщины для избежания одиночества. Это скорее взаимное товарищество людей.

Социальные институты и учреждения не должны довлеть над человеком. «Каким бы ни было учреждение, оно не должно быть таким огромным и таким враждебным как природе, так и разуму, чтобы подавлять собой цель и человека, для которых оно было учреждено», пишет Мильтон.

Договоренность между людьми предполагает взаимное согласие, и никто не может быть принужден к нему. Человека нельзя принудить к добродетели. «Принужденная добродетель похожа на застрявший винт, она не может двигаться ни вперед, ни назад, и не скрепляет то место, где находится», - пишет поэт.

По словам Мильтона, человека, который склонен к одиночеству, необходимо освободить от уз брака, равно как дать свободу его чувственному желанию.

«Самым тяжким бременем в мире является суеверие, и не только в церемониях церкви, но и в виде выдуманных и пугающих грехов», - пишет Мильтон. По его мнению, нельзя терзать себя самих суетными и призрачными угрозами грехов, которые не существуют.

Трактат «О разводе» был запрещен официальной церковью в Англии. В ответ Мильтон выступил с «Речью о свободе печати от цензуры, обращенной к парламенту Англии» (1644).

Английский текст трактата «О разводе»:

http://www.dartmouth.edu/~milton/reading_room/ddd/book_1/index.shtml

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,