Свободные Радикалы: Август 2009

суббота, 29 августа 2009 г.

Гавриил Каменев. «Граф Глейхен» (1802)

Русский поэт Гавриил Петрович Каменев (1772 – 1803) является ярким представителем литературы предромантизма. В своей поэме «Граф Глейхен» (1802), сюжет которой основан на средневековой истории, Каменев описывает брак одного мужчины и двух женщин, где все трое любят друг друга.

Речь идет о бисексуальном браке втроем, некоем прообразе «шведской семьи». Помимо матримониального радикализма, к которому обращается автор, примечательно чувство любви обеих супруг друг к другу. «Меж собой питали страсть любви», - пишет о них Каменев.

Сюжет поэмы таков. Во времена крестовых походов немецкий рыцарь граф Глейхен попадает в плен к мусульманам. Однако он бежит из плена с дочерью калифа Селиной, назад в Германию. Там Глейхен представляет Селину своей жене. Жена обещает любить Селину и жить с ней и супругом втроем.

«Тут графине открывается
Связь супруга с незнакомкою,
Но душа ее возносится
Над пустыми предрассудками
И в своих сердечных чувствиях
Побеждает гнусность ревности.
Бросив нежный взгляд на Глейхена,
Заключает во объятия
Злополучную совместницу.
Покрывало сняв с лица ее,
Говорит она: «Мы вместе все
Будем жить в взаимной верности
И друг друга будем ввек любить
Неразрывною любовию,
И не только ложе брачное,
Но и гроб - могила темная
Пусть навек не разделяют нас»».

Однако против намерения троих супругов выступают священники:

«Духовенство оскорбляется,
Видя двух супруг у Глейхена,
И закона нарушение
Хочет мстить ему проклятием».

Тогда Глейхен едет в Рим и получает от папы разрешение на этот брак. Любопытно, что папа римский оправдывает бисексуальный брак втроем не чем иным, как любовью. Иными словами, если люди любят друг друга, они имеют право на брак, каким бы он ни был.

«Граф поспешно в Рим отправился,
Он целует туфлю папскую,
Ищет папы покровительства.
С видом, кротости исполненным,
Сей начальник говорит ему:
Не могу закона строгостью
Разорвать взаимный узел сей.
Коль любовь соединила вас,
В мире будьте все, в спокойствии».

Каменев описывает счастливую жизнь троих супругов:

«Граф с восторгом возвращается
К двум супругам во объятия.
Радость, счастье, удовольствие
В сем семействе водворилися;
Ревность, скука, попечении
Прочь от замка удаляются.
Две супруги нежно, искренне
Меж собой питали страсть любви
И взаимным удовольствием
Графу, ими столь любимому,
Услаждали жизнь блаженную».

Текст поэмы Каменева см. здесь:
http://az.lib.ru/k/kamenew_g_p/text_0020.shtml

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

понедельник, 24 августа 2009 г.

Томас Джефферсон. Письма Джеймсу Мэдисону (1787) и Джону Адамсу (1813)

Третий президент и один из отцов-основателей США Томас Джефферсон (Thomas Jefferson (1743 – 1826)) в своих письмах Джеймсу Мэдисону (20.12.1787) и Джону Адамсу (28.10.1813) излагает принципы устройства демократического государства. Во-первых, необходимость гарантий прав и свобод граждан. Во-вторых, принцип ротации власти и ее сменяемости с помощью процедуры выборов.

Права и свободы граждан необходимы для того, чтобы контролировать государство, которое стремится ограничить свободу человека. Ротация власти и ее сменяемость с помощью выборов является главным противоядием против узурпации власти в стране. Более того, регулярные выборы позволяют обеспечить обновление элит с помощью «отбора» наиболее достойных граждан для управления.

В письме Джеймсу Мэдисону Джефферсон призывает к скорейшему принятию Билля о правах, который гарантировал бы основные права и свободы гражданам. Принятие такого документа, по мысли Джефферсона, должно ограничить произвол государства.

«Билль о правах – это то, что народ обязан сделать в отношении любого правительства на земле, общего или отдельного, и то, что не должно отклонять ни одно справедливое правительство», - пишет Джефферсон.

Там же он указывает на опасность авторитарной системы власти, если пребывание должностных лиц на их посту, включая президента США, не будет ограничено процедурой их ротации.

Джефферсон пишет, что в новоиспеченной конституции США ему не нравится «отсутствие необходимости ротации пребывания в должности, и особенно в случае президента». По его словам, опыт и разум говорят о том, что высшее должностное лицо должно постоянно переизбираться.

В письме Джону Адамсу Джефферсон называет свободные выборы лучшим средством в борьбе с авторитарной системой власти. Более того, именно они позволяют выбрать наиболее достойных людей на государственные должности.

«Я думаю, что лучшим средством является то, которое предусмотрено всеми нашими конституциями, а именно: оставить гражданам свободные выборы и возможность отделения достойных от псевдо-достойных, зерен от плевел», - пишет Джефферсон.

Разумеется, это не гарантирует отсутствие коррупции и злоупотреблений. Но, в целом, эта система является наиболее приемлемой для общества. Как известно, демократия худшая из форм правления, если исключить все остальные.

«В целом, они будут выбирать по-настоящему хороших и мудрых людей. В некоторых случаях богатство может портить их, а происхождение ослеплять; но не в такой степени, чтобы угрожать обществу», - делает вывод великий демократ.

Любопытно, что при нынешней власти Путина – Медведева в России нарушены оба принципа демократического государства, изложенные Джефферсоном: права и свободы граждан постоянно ограничиваются и нарушаются, а смена власти через свободные выборы заменена номенклатурным принципом формирования властных структур.

Письмо к Джеймсу Мэдисону:
http://teachingamericanhistory.org/library/index.asp?document=306

Письмо к Джону Адамсу:
http://www.bigeye.com/aristocracy.htm

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

суббота, 22 августа 2009 г.

Бенджамин Франклин. «Обращение к населению от Общества Пенсильвании за отмену рабства» (1789)

В 1789 г. американский философ и писатель, один из отцов-основателей США Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) (1706 – 90) написал «Обращение к населению от Общества Пенсильвании за отмену рабства и помощь свободным неграм, незаконно содержащимся в неволе» («Address to the Public. From the Pennsylvania Society for Promoting the Abolition of Slavery and the Relief of Free Negroes Unlawfully Held in Bondage»). В нем великий американский просветитель изложил программу аболиционизма в Америке.

Рабство необходимо отменить, так как оно унижает человеческую природу и является источником морального и социального зла. Франклин предлагает сделать отмену рабства и помощь освобожденным чернокожим одним из направлений национальной политики только что образованных Соединенных Штатов.

«Рабство есть настолько отвратительное унижение человеческой природы, что даже само его уничтожение, не проведенное должным образом, порой становится источником серьезных зол», - пишет Франклин.

«Несчастный человек, к которому долгое время относились как к дикому животному, слишком часто опускается ниже обычного стандарта человеческих качеств. Тяжкие цепи, сковавшие его тело, также стесняют его интеллектуальные способности и ослабляют социальные узы его сердца», - убежден американский философ.

Франклин призывает протянуть руку помощи человеку, всю жизнь прожившему в рабстве: «Привыкший действовать, как простая машина, по воле хозяина, без собственной мысли, он лишен силы выбора; а разум и совесть оказывают лишь небольшое влияние на его поведение, так как им полностью управляет чувство страха. Он беден и не имеет друзей; возможно, истощен тяжелым трудом, возрастом и болезнью».

«Поэтому мы надеемся, что внимание к освобожденным черным людям станет частью нашей национальной политики», - делает вывод философ.

Бенджамин Франклин призывает в своем обращении к жителям Филадельфии способствовать этой помощи черным людям. Он сам стал первым председателем Общества Пенсильвании за отмену рабства.

Английский текст обращения:
http://www.pbs.org/benfranklin/pop_address.html

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

воскресенье, 16 августа 2009 г.

Дмитрий Горчаков. «Письмо к Г.И. Шипову» (1783)

Князь Дмитрий Петрович Горчаков (1758 – 1824) является одним из наиболее ярких сатириков русской литературы второй половины XVIII в. В его произведениях часто встречается сатира на клерикалов и священников, пытающихся подавить свободу мысли и слова. Одним из таких произведения является стихотворение «Письмо к Г.И. Шипову» (1783).

Священники предстают в сатире Горчакова как обманщики и ханжи, которые за своими догмами пытаются сокрыть истину. Истина свободна, она способна жить вне религиозных догматов, и человек имеет право на ее поиск вне «священных книг». Клерикальные догматы не просто мешают поиску истины, но и агрессивно уничтожают всех, кто осмеливается им противоречить.

В стихотворении к поэту обращается Истина:

««Не бойсь, — она сказала мне,
С умильностью подавши руку. —
Забудь чертей, и ад, и муку,
Как будто видел их во сне.
Не мни, что четки и вериги
Любила я когда-нибудь;
Что спряталась в священны книги,
Стараясь смертных обмануть;
Что милы постные мне хари,
Обманщики и дураки;
И эти ползающи твари,
Носящи черны клобуки».

Истина противопоставляет себя церковникам, заявляя, что она свободна и независима от любых религиозных догматов:

«Сии природные кроты,
Своей стыдяся слепоты,
Ругают тех, кто может видеть,
И вздумали творца любить
Затем, чтоб право получить
Его творенье ненавидеть.
Мой свет — источник всех утех,
И доступ всяк к нему имеет.
Он взор слепит лишь только тех,
Кто им питаться не умеет».

Истина призывает мыслить свободно и «дерзновенное», не боясь гнева клерикалов:

«Заметь великих всех мужей:
Они, к прямой идущи цели,
Меня во всем сияньи зрели,
Отнюдь не жмуривши очей;
Тогда как гнусные уроды,
Позор и срам всея природы,
Охрипли, уверяя свет,
Что луч мой тьму наносит бед
И тот погибнет непременно,
Который, мысля дерзновенно,
Узрит меня не в их очки».

Клерикальные догматы на деле всегда оборачиваются насилием в отношении инакомыслящих и духовным порабощением подчиненных:

«Не верь безумным их рассказам,
Ни их умышленным проказам;
Не верь умильным их речам,
Ни потупленным их очам.
Не хуже древняя Цирцеи
Проворны эти чародеи
Готовят людям хитрый ков;
И те, кто их питье вкушают,
Свой прежний образ оставляют
И превращаются в скотов.
Тогда они, прибрав их в руки,
Кладут на них тяжелы вьюки
И, сидя на иных верхом,
Упрямых потчуют кнутом».

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

четверг, 13 августа 2009 г.

За свободу исторических исследований!

Группа итальянских ученых и общественных деятелей выступила с петицией за свободу научных исследований в Роccии.

15 мая сего года вышел Указ Президента Российской Федерации, учреждающий "Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России".

23 июня сего года В.А. Тишков, академик Российской Академии Наук (Отделение исторических и филологических наук РАН) и директор Секции истории РАН, подписал Меморандум по практическому осуществлению этого Указа. В этом документе у "руководства Отделения исторических и филологических наук РАН" был запрошен "список исторических и культурных фальсификаций в областях, связанных с основным полем исследовательской деятельности вашего департамента (имея в виду основные источники, личности и организации, производящие и распространяющие любую фальсификацию и оценку потенциальной опасности такой фальсификации для интересов России, а также предварительные предложения по научному опровержению такой фальсификации)".

Мы, нижеподписавшиеся, считаем данную инициативу направленной на навязывание "государственной истины" и, более того, на ее навязывание через посредничество организации, состоящей из функционеров и в которой есть лишь несколько процентов истинных специалистов в области истории. Мы считаем ее еще одним очевидным фактом националистической и авторитарной инволюции режима г-на Путина и г-на Медведева, а также оскорблением великой исторической и культурной традиции России, которая является первой жертвой такой политики. Как историки-исследователи международной жизни, мы считаем, что данная российская инициатива нанесет серьезный урон интересам международного научного сообщества, равно как и более широко понимаемому международному сообществу, лишив его возможности насладиться свободным и осознанным знанием. В связи с этим мы хотим выразить наше осуждение тем, кто разработал и навязал данный Указ, а также нашу поддержку тем, кто борется за свободу исторических исследований в России.

Мы осознаем, что государство, которое вмешивается в деятельность историков-исследователей, подает дурной пример другим странам, даже в Европейском Союзе, в котором были предложены "Законы Памяти" или разрабатываются поправки в Уголовные кодексы, направленные на ущемление свободы мысли и мнений.

Мы твердо верим в то, что только открытые и публичные дебаты способны опровергнуть историографические теории, даже наиболее презренные из них, а потому мы против любых инициатив, ограничивающих такие дебаты. Поэтому мы предлагаем Европейскому Парламенту провозгласить себя сторонником свободы исторических исследований и противником любого государственного вторжения в эту сферу как в России, так и в Европейском Союзе.

Просьба подписать петицию, пройдя по ссылке:
http://www.blogstoria.it/petitions/#firma

Ярлыки: , ,

воскресенье, 9 августа 2009 г.

Якоб Ленц. «Солдаты» (1776)

Якоб Михаэль Райнхольд Ленц (Jakob Michael Reinhold Lenz) (1751 – 92) является одним из наиболее талантливых и выдающихся драматургов литературного направления «Бури и Натиска» в Германии. Его пьеса «Солдаты» («Die Soldaten») (1776) до сих пор поражает высочайшим художественным уровнем и глубиной личной трагедии ее героев, сопоставимой, разве что, с романами Достоевского.

Одной из центральных тем пьесы является тема сексуальности и ее рамок. Так, в финале драмы Ленц делает вывод о необходимости легализации проституции для регулирования сексуальных желаний военных. Неся военную службу, солдаты вынуждены подавлять свою сексуальность, что ведет к возможным совращениям и изнасилованиям. Создание легальных публичных домов, по мысли Ленца, должно предотвратить подобные преступления.

Пьеса рассказывает о судьбе молодой девушки из бюргерской семьи, которую соблазнил офицер-аристократ. Из-за любви к нему девица бежала из отцовского дома. Однако офицер отверг свою возлюбленную, отдав ее на поругание слуге.

В финале драмы командир полка, где служил совратитель, предлагает нанимать для солдат проституток, услуги которых оплачивало бы государство. При этом они могли бы всегда следовать за солдатами, удовлетворяя их желания.

«Король должен оплачивать таких людей, которые, тем самым, отдавали бы себя на удовлетворение крайних потребностей его слуг, ведь, проще говоря, все люди испытывают такое желание», - говорит он.

По мысли полковника, это должны быть «наложницы, которых всегда можно было бы взять на войну» и с их помощью воодушевлять солдат.

Немецкий текст драмы:
http://gutenberg.spiegel.de/?id=5&xid=1599&kapitel=1#gb_found

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

пятница, 7 августа 2009 г.

Смертная казнь: вручение премии "Аболиционист-2009" и Доклад о казнях в мире в 2008 году.

"Италия всегда была первой в деле борьбы со смертной казнью... и считает себя обязанной продолжать борьбу за ненасилие над жизнью и против культуры смерти". Эти слова содержатся в послании Президента Итальянской Республики Джорджио Наполитано против смертной казни, направленном по случаю церемонии вручения премии "Аболиционист-2009", присужденной организацией "Не Троньте Каина!" губернатору американского штата Нью-Мексико Биллу Ричардсону и еще одному представителю США - парламентарию Джейл Чейси. Борьба Чейси за запрет смертной казни в Нью-Мексико 18 марта 2009 года привела к успеху: губернатор Ричардсон подписал Закон штата о запрете смертной казни вместо того, чтобы наложить на него вето, как это сделал ранее губернатор Коннектикута.

Президент Наполитано выразил удовлетворение работой аффилированной с Ненасильственной Радикальной Партией организации "Hands Off Cain", которая настойчиво продолжает бороться за запрет смертной казни по всему миру.

"Губернатор Билл Ричардсон - слишком интеллигентный человек для того, чтобы не поддержать нас", - сказала Джейл Чейси, которая также поблагодарила за сотрудничество такие неправительственные организации, как "Не Троньте Каина", добавив: "нам помог в нашей борьбе ряд внешних факторов: всевозрастающая убежденность в том, что смертная казнь не является средством устрашения преступников и цена большого числа судебных процессов по делам тех, кто был приговорен к смертной казни... Нам также помог Президент США Барак Обама, приведший в Сенат и В Палату Представителей прогрессивное большинство. Но более всего нам помогли определенность позиции и надежда людей, которая даже еще более сильна в тех американских штатах, где по-прежнему применяется смертная казнь". Чейси получила премию 29 июля из рук итальянского сенатора-радикала Эммы Бонино в штаб-квартире Радикальной Партии в Риме. На церемонии вручения премии присутствовали также Марко Паннелла, Серджо Д'Элиа и Элизабет Цампарутти (президент, секретарь и казначей Hands Off Cain соответственно).

По случаю вручения премии "Аболиционист-2009" в римской штаб-квартире Радикальной Партии также был представлен доклад о положении дел со смертной казнью в мире. В докладе отмечалось, что со времени принятия Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о Моратории на смертную казнь в мире наметилось дальнейшее позитивное продвижение в сторону аболиционизма: к числу стран, отменивших смертную казнь, присоединились еще 14 государств мира (исполнилось 10 лет с того момента, как Сьерра-Леоне перестала применять смертную казнь и потому попала теперь в число "фактических аболиционистов"; Узбекистан с 1 января 2008 года запретил смертную казнь; с 6 августа 2008 года Аргентина, и ранее не применявшая смертную казнь за "обычные" преступления, теперь упразднила старый Кодекс военной юстиции и тем самым стерла последние следы смертной казни из законов страны; в апреле 2009 года Бурунди приняла новый Уголовный кодекс, запрещающий смертную казнь; в июне 2009 года парламент Того тайным голосованием утвердил закон, упраздняющий смертную казнь, и т.д.).

Таким образом, сегодня уже 151 страна и территория законодательно или на практике отменили смертную казнь. Из них 96 государств являются "тотально аболиционистскими", 8 не применяют "высшую меру наказания" за обычные преступления, 5 придерживаются Моратория на казни и еще 42 страны являются фактическими аболиционистами. Число стран мира, всё еще применяющих смертную казнь, сократилось до 46 (по сравнению с 49 в 2007 году, 51 в 2006 и 54 в 2005 г.). В 2008 году 26 стран непосредственно приводили в исполнение смертные приговоры (число, аналогичное 2007 г.). В прошлом году казней в мире было по крайней мере 5.727 по сравнению с по крайней мере 5.851 в 2007 году.

В числе ужасающих мировых лидеров по казням как в 2008, так и в 2007 году, были три авторитарных государства: Китай, с его по меньшей мере 5.000 казней (примерно 87% от общемирового числа), Иран, где произошло, по крайней мере, 346 казней и Саудовская Аравия со 102 казнями. Опять-таки, Азия остается континентом, где происходят почти все казни: в 2008 году там их было по меньшей мере 5.666 (98,9%).

Любопытно, что в целом американский континент мог бы быть практически полностью свободным от смертной казни, если бы не позиция всего двух государств - Соединенных Штатов и островного государства Сент-Киттс И Невис: так, в США в минувшем году произошло 37 казней (против 42 в 2007 году и 53 в 2006 году) и 1 - в Сент-Киттсе (причем после фактического десятилетнего моратория).


В Африке смертная казнь применялась только в 5 странах (против 7 в 2007 году). Там прошло как минимум 19 казней, тогда как в 2007 году их было как минимум 26, а в 2006 - 87.

В Европе Беларусь остается единственной страной континента, применяющей смертную казнь. В 2008 году там было приведено в исполнение по меньшей мере 4 смертных приговора.

Из 46 государств мира, по-прежнему применяющих смертную казнь, 36 являются диктатурскими, авторитарными или несвободными странами. Однако 10 государств, применяющих смертную казнь, можно определить как либеральные демократии, и 6 из этих 10 стран приводили в исполнение смертные приговоры в 2008 году, совершив, в общей сложности, 65 казней, или примерно 1,1% от всех казней в мире: США (37), Япония (15), Индонезия (как минимум 10), Ботсвана (по меньшей мере 1), Сент-Киттс И Невис (1). Казни также могли иметь место и в Монголии, хотя официальные данные об этом и отсутствуют.

Источник: http://www.handsoffcain.info

Ярлыки: ,

четверг, 6 августа 2009 г.

Против ментовского беспредела

"Свободные радикалы" примут участие в митинге против ментовского беспредела, организованного гражданскими активистами, который пройдет в субботу, 8 августа с 14 до 16 часов в Москве на Чистых прудах (метро "Чистые пруды", "Тургеневская" около памятника Грибоедову). Акция протеста согласована мэрией.

В связи с тем, что "сокольническое дело" по-прежнему не расследуется, а "дело Всеволода Остапова" наоборот стремительно движется к ложному обвинительному приговору, участники кампании против милицейского произвола продолжают акции протеста.

Изначально митинг планировался на Славянской площади. Эта площадь – место для кампании против милицейского произвола символическое. Именно здесь был разогнан митинг, проходивший 11 апреля 2008 года: "люди в сером", возмущенные тем, что кто-то смеет придавать огласке их преступления, набросились на митингующих с дубинками.

Напомним, Всеволод Остапов - один из пострадавших в ОВД "Сокольники" - обвинен в нападении на "сотрудника милиции". Несмотря на то, что десятки свидетелей опровергают обвинение, прокуратура предпочитает верить показаниям сотрудников сокольнического ОВД, которые, якобы, являются "не заинтересованными свидетелями".

Подробности от организаторов митинга - по тел. 8(962)978-48-44

Ярлыки:

среда, 5 августа 2009 г.

Николай Николев. «Сорена и Замир» (1784)

Трагедия «Сорена и Замир» (1784) русского драматурга-классициста Николая Петровича Николева (1758 – 1815) поднимает ряд политических проблем, которые удивительным образом актуальны для современной России. Сюжет, взятый из древней истории, создает множество аллюзий с великодержавной национальной политикой России и безответственностью неограниченной власти.

В основе сюжета лежит покорение древнерусским князем Мстиславом Половецкого княжества. Однако половецкие степи в современном контексте российской политики легко заменяются мятежным Северным Кавказом, где нынешняя власть совершает те же политические ошибки:
- сопротивление покоренного этноса в борьбе за свою свободу и веру (отказ половцев во главе с князем Замиром принять христианство и их готовность умереть за это);
- пренебрежение со стороны власти принципом веротерпимости и свободы совести (насильственная христианизация половцев русским князем);
- терроризм как акт борьбы с политикой колонизаторов и его моральный крах (неудачная попытка половецкой княгини Сорены убить Мстислава).

Русский князь Мстислав, завоевав Половецкое княжество, правит им как тиран, насаждая среди половцев христианство. Мстислав предлагает плененному Замиру либо принять христианство, либо быть казненным. Замир и другие половцы выбирают смерть.

Примечательно, что в трагедии Николева христианство играет репрессивную роль в подавлении свободы и национальной идентичности покоренного этноса – редкий случай во всей классической русской литературе.

При этом Николев явно осуждает политику Мстислава и выступает за веротерпимость, говоря словами одного из персонажей трагедии:

«Все веры суть равны, коль бога чтут за бога,
К блаженству истина для всех одна дорога.
Хранящему ее в бесчестье ль истукан?
Блажен язычник с ней; тиран всё есть тиран.
Намеренье твое не есть необходимость,
Мстислав, монарх, герой, чтить должен он терпимость».

Жена Замира Сорена, полагая, что ее муж казнен, решается на акт индивидуального террора. Она хочет отомстить за смерть мужа и убить Мстислава. Аллюзия с чеченскими «черными вдовами» напрашивается сама собой.

Однако по ошибке Сорена пронзает кинжалом самого Замира, лишь ожидавшего казни, приняв его за Мстислава. «Смертница» закалывается на трупе мужа. Мстислав раскаивается в своих злодеяниях.

Текст трагедии Николева:
http://az.lib.ru/n/nikolew_n_p/text_0010.shtml

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

воскресенье, 2 августа 2009 г.

Александр Сумароков. «Сон «Счастливое общество»» (1759)

Русский писатель, основатель русского классицизма Александр Петрович Сумароков (1717 – 77) был ярким представителем дворянского умеренного либерализма. Свои взгляды на идеальное устройство государства и общества Сумароков изложил в небольшом очерке «Сон «Счастливое общество»», опубликованном в издававшемся им журнале «Трудолюбивая пчела» в 1759 г. Среди прочего, Сумароков выступает за полное невмешательство церкви в светские дела.

По мнению писателя, духовное сословие необходимо реформировать. Оно никак не должно вмешиваться в светские дела. Священники должны лишь заниматься духовной практикой и служить моральным авторитетом для общества. При этом их материальное благосостояние должно быть сведено к минимуму.

Вот как Сумароков описывает положение духовных лиц в том идеальном обществе, которое ему приснилось: «Духовные содержатся в великом почтении, которого они и достойны. Они во многом подобны стоическим философам, ибо страсти самую малую искру власти над ними имеют, а они равны и во благополучии и во злополучии».

Сумароков подчеркивает аскетизм священников и их равнодушие к земным благам. «К пище привыкли они необходимой. Кроме необходимости, ни в чем ничего не требуют и довольствуются содержанием без малейшего излишества, не имея притом и ни малейшего вредного человеческому естеству недостатка», - пишет он.

Священники, по мысли Сумароков, должны стать скорее моральными образцами и носителями просвещения, нежели мракобесия и пороков. «Все они люди великого учения и беспорочныя жизни. Первое служит ко наставлению добродетели, а второе к показанию образца проповедуемой ими добродетельной жизни», - пишет автор.

Сумароков пытается сформулировать принцип светскости, то есть полного невмешательства церкви в дела государства. «Во светские дела они ни под каким видом не вмешиваются, а науки благочестия просвещением почитают», - пишет Сумароков.

Впрочем, светскость у Сумароков носит половинчатый характер: да, священники не имеют право вмешиваться в светские дела. Но при этом они существуют на общественные средства, которые, однако, должны быть весьма ограничены.

«О домостроительстве они не пекутся, - пишет Сумароков, - ибо содержит их общество, и получают они определенное, а больше того им никто участно дать не дерзает; ибо то наказанию подвержено, да они и сами в сие преступление не впадают, сие нарушает правила их и опровергает почтение, заслуженное ими по справедливости».

Наконец, священники не должны стоять на пути просвещения. Напротив, они считают науки частью благочестия. «Суеверия и лицемерия они неприятели, первое язвою благочестия почитая, а второе лукавством, затмевающим сияние благочестия под ложным, видом умножения лучей его и маскою злодеяния; ибо-де истинное благочестие притворства не требует», - пишет Сумароков.

Фрагменты из очерка Сумарокова можно прочитать здесь:
http://www.media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=483&chapter_num=7

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,