Свободные Радикалы

воскресенье, 14 марта 2010 г.

Беттина фон Арним. «Польша и Национальное собрание» (1848), «Беседы с демонами» (1852)

Немецкая писательница и общественный деятель Беттина фон Арним (Bettine von Arnim) (1785 – 1859) выступала против притеснения основных национальных меньшинств тогдашней Пруссии: поляков и евреев. О защите их прав речь идет в двух ее произведениях: «Польша и Национальное собрание» («Polen und Nationalversammlung») (1848) и «Беседы с демонами. Вторая часть книги короля» («Gespraeche mit Daemonen. Des Koenigsbuches zweiter Band») (1852).

Национальная нетерпимость питается законодательной дискриминацией и уничижительным отношением к национальным меньшинствам. Свобода является залогом мирного сосуществования соседних народов и стран. Беттина фон Арним требует равноправия и бережного отношения к национальным меньшинствам. Угнетенное и стигматизируемое меньшинство нуждается в нравственной и социальной поддержке, тогда негативное отношение к нему изменится. Иными словами, меньшинства нужно любить.

Причиной ксенофобии в отношении поляков Беттина фон Арним называет законодательные злоупотребления и несправедливость. Она называет поляков и немцев братскими народами. Основой их дальнейшего сосуществования должна стать их свобода.

«Деспотия закона и несправедливость в правовых формах питают произвол непонимания и ненависть между двумя братскими нациями, которые созданы друг для друга и выросли рядом друг с другом; подобно тому, как свет солнца и звезд приходит в то же время и идет к обеим нациям, переходя от одной соседней страны к другой, так же и душа одного народа соприкасается с душой другого, расправившей крылья свободы», - пишет Арним в эссе «Польша и Национальное собрание».

Такое же отношение Арним проповедует к евреям. Вместо стигмы, притесняемое меньшинство заслуживает бережного и нравственного отношения.

«Я хотел говорить с ними как с людьми, чего раньше не бывало», - рассказывает один из персонажей «Бесед с демонами». – «Я хотел указать им на их состояние, прочитать им об этом моральную проповедь и применить все средства, чтобы возвысить их в их нравственной ценности; это может произойти только через чувство собственного достоинства и через науку, которая развивается в угнетенном, ибо она есть его утешение!»

«Чтобы возвысить евреев после столь долгого прозябания, необходимо относиться к ним внимательно и нежно, как к заморским цветам, и питать их тем, что возвышает душу, и перед ними должны быть открыты все жизненные пути, кроме тех, которые могут их унизить», - пишет Арним.

Текст «Бесед с демонами»:
http://www.zeno.org/Literatur/M/Arnim,+Bettina+von/Dialoge/Gespr%C3%A4che+mit+D%C3%A4monen.+Des+K%C3%B6nigsbuches+zweiter+Band

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

пятница, 1 января 2010 г.

Самсон Окком. «Краткая повесть моей жизни» (1768)

Самсон Окком (Samson Occom) (1723 – 92) – пресвитерианский священник и писатель, происходивший из коренного американского племени мохауков. Он считается первым американским писателем индейского происхождения, оставившим письменные произведения на английском языке. В своей автобиографии «Краткая повесть моей жизни» («A Short Narrative of My Life») (1768) он рассказывает о дискриминации коренных американцев со стороны белых на основе их расистских предубеждений.

Окком много лет служил священником в пресвитерианской миссии. Уже будучи зрелым семейным человеком и испытывая материальную нужду, он был обделен церковным начальством, которое явно отдавало предпочтение молодым белым священникам.

«Теперь вы видите разницу, которую они сделали между мною и другими миссионерами; они дали мне 180 фунтов за 12 лет службы, которые они давали за один год службы в другой миссии», - пишет Окком.

В качестве примера он приводит молодого белого священника, который только что получил место в миссии, и его жалование было больше, чем у опытного и старшего Оккома, содержавшего к тому же семью.

«В моей службе я сам был переводчиком. Я был и учителем, и священником для индейцев, да, я был их ушами, глазами, руками и языком. Пусть мир, каким бы грешным он ни был, судит, имел ли я право заработать хотя бы половину того, что они дали этому молодому человеку, то есть хотя бы 50 фунтов в год», - пишет Окком.

«Что может быть причиной того, что они обращались со мной таким образом?» - спрашивает он и не находит другого ответа, кроме того, что он был индейцем.

«Я могу лишь вспомнить о том, что сказал бедный индейский мальчик, который был прикреплен к одной английской семье. Он пахал плугом для одного молодого человека, который кричал и бил его почти каждый день. И молодой человек был недоволен им и пожаловался его хозяину. И бедный мальчик был призван отвечать за себя перед своим хозяином, и его спросили, что ты сделал, что на тебя жалуются и бьют почти каждый день. Он сказал, что не знает, но предположил, что он не мог пахать лучше; но он сказал: я пашу так, как умею; но в другой раз он бил меня потому, что хотел бить. Он сказал, что считает, что он бьет меня, главным образом, за то, «что я индеец»», - рассказывает Окком.

Он сравнивает себя с этим бедным мальчиком. «Так же и я готов сказать, что они обращались со мной так, потому что я не мог повлиять на индейцев так же, как другие миссионеры; но я могу заверить их, что я учил их так, как умел; — но я должен сказать: «Я думаю, так было потому, что я бедный индеец». Но я не могу изменить то, что бог создал меня таким; я сам себя таким не создавал», - заключает Окком.

Текст сочинения:
http://historymatters.gmu.edu/d/5788/

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

пятница, 18 декабря 2009 г.

Олауда Эквиано. «Увлекательная повесть жизни Олауды Эквиано» (1789)

Олауда Эквиано (Olaudah Equiano) (ок. 1745 – 97) – британский писатель и аболиционист африканского происхождения. Уроженец Гвинеи, в детстве он был похищен и продан в рабство белым людям. После многих лет рабства он получил свободу и обосновался в Лондоне, приняв христианство под именем Густавуса Вассы. В 1789 г. он издал свою автобиографию «Увлекательная повесть жизни Олауды Эквиано, или Густавуса Вассы, африканца» («The Interesting Narrative of the Life of Olaudah Equiano, or Gustavus Vassa, the African»).

В ней он резко критикует рабство и расизм белых рабовладельцев. Цвет кожи не определяет духовные и моральные способности людей. Рабство является источником невежества и деградации человека. Поэтому Эквиано призывает белых христиан помочь их черным братьям. Одновременно он критикует белых за их пренебрежительное отношение к чернокожим и жажду наживы, которая заставляет их заниматься работорговлей.

Эквиано выступает против расистских предубеждений о том, что цвет кожи человека влияет на его сознание, особенно «в отношении жителей Африки в связи с их цветом». «Разумеется, умы испанцев не изменились бы вместе с цветом их лица!» - восклицает он.

Рабство порождает невежество и подавляет сознание. Социальное угнетение чернокожих – вот причина их бедственного положения. «Когда они приходят к европейцам, они не знают их языка, религии, манер и обычаев. Но кто-то взял на себя труд научить их этому? Кто-то относится к ним как к людям? Разве само рабство не угнетает ум, не уничтожает весь его огонь и любое благородное чувство?» - задает вопрос Эквиано.

Он призывает белых отказаться от своих предубеждений и помочь чернокожим вернуться к полноценной жизни. Белые должны «переделать свою гордыню превосходства в сострадание к нуждам и несчастьям их слабых братьев». Они должны «признать, что понимание не ограничивается формой лица или цветом».

Африканский писатель напоминает, что белые сами когда-то были невежественными дикарями, но это не является причиной для того, чтобы содержать их в рабстве. «Пусть утонченный и высокомерный европеец вспомнит, что его предки когда-то, подобно африканцам, были нецивилизованными и даже дикими. Но были ли они также созданы рабами? Любое разумное сознание ответит: нет».

Эквиано, ставший глубоко верующим христианином, обвиняет белых работорговцев в нехристианской практике. Жадность и стремление к наживе – вот что толкает белых заниматься работорговлей. «О вы, номинальные христиане! Может ли африканец спросить вас: вы научились этому от вашего бога, который говорит вам – делай всем людям то, что ты хотел бы, чтобы сделали тебе? Вам недостаточно того, что мы оторваны от нашей страны и друзей, чтобы трудиться ради вашей роскоши и жажды наживы? Должны ли такие нежные чувства, как эти, приноситься в жертву вашей жадности?» - вопрошает Эквиано.

Текст повести:
http://www.gutenberg.org/cache/epub/15399/pg15399.txt

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

четверг, 17 декабря 2009 г.

Томас Джефферсон. Письмо Бенджамину Беннекеру (1791)

30 августа 1791 г. Томас Джефферсон (Thomas Jefferson) (1743 – 1826), тогдашний государственный секретарь и будущий третий президент США, написал письмо чернокожему математику, астроному и писателю Бенджамину Беннекеру. Письмо было ответом на упреки Беннекера в том, что Джефферсон якобы нещадно эксплуатирует чернокожих рабов.

Джефферсон в своем коротком ответе полностью поддерживает равноправие белых и чернокожих, наделенных, как и все люди, равными талантами и способностями. Неравенство в развитии белых и черных Джефферсон объясняет исключительно социальными причинами – теми бедственными условиями существования, в которые поставлены чернокожие.

«Никто больше, чем я, не желает увидеть доказательства, которые Вы демонстрируете, в том, что природа дала нашим черным братьям таланты, равные талантам людей другого цвета, и что их недостаток вызван лишь бедственным условием их существования как в Африке, так и в Америке», - полагает он.

Джефферсон убежден в необходимости системы улучшения жизни чернокожих для их полноценного духовного развития.

«Я могу искренне добавить, что никто так пламенно не желает увидеть хорошую систему, предназначенную для поднятия условия их тела и сознания до нужного уровня, как только будут признаны ограниченность их нынешнего существования и другие обстоятельства, которыми не стоит пренебрегать», - пишет один из отцов-основателей США.

Текст письма:
http://inventors.about.com/od/bstartinventors/a/Banneker_4.htm

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

среда, 16 декабря 2009 г.

Бенджамин Франклин. «Заметки относительно дикарей Северной Америки» (1784)

Американский писатель, ученый и философ Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) (1706 – 90) выступил в защиту коренных американских индейцев от нападок и предрассудков белых колонизаторов в своем сочинении «Заметки относительно дикарей Северной Америки» («Remarks Concerning the Savages of North America») (1784) .

В этой статье Франклин блестяще показал, насколько американские индейцы более терпимы, гостеприимны, вежливы и щедры, чем белые христиане, называющие их «дикарями». Собственно, сам термин «дикарь», по словам Франклина, очень относителен и может быть в равной степени применен к самим же белым цивилизованным народам.

«Мы называем их дикарями, потому что их нравы отличаются от наших, которые мы считаем верхом учтивости; они думают то же самое о своих нравах», - пишет Франклин.

«Возможно, если бы мы могли беспристрастно изучить нравы различных наций, мы не нашли бы ни одного народа, настолько грубого, чтобы у него не было хотя бы некоторых правил вежливости, также как мы бы не нашли ни одного настолько благовоспитанного народа, у которого бы не было остатков грубости», - уверен отец-основатель США.

На конкретных примерах Франклин показывает, насколько белые христиане могут быть более нетерпимыми, негостеприимными, грубыми и жадными, чем коренные народы Америки.

Он рассказывает о проповеди одного христианского миссионера индейскому племени. Коренные американцы с уважением выслушали основы христианской доктрины. В ответ они рассказали миссионеру о своей вере и индейской космогонии, которая вызвала взрыв нетерпимости у христианского проповедника.

«Добрый миссионер почувствовал отвращение к этой пустой сказке и сказал: «То, что я вам рассказал, было святой истиной, а то, что вы говорите, только небылица, вымысел и ложь». Оскорбленный индеец ответил: «Мой брат, мне кажется, что ваши друзья не дали вам достаточного образования, они не достаточно хорошо обучили вас правилам общепринятой вежливости. Вы видели, что мы понимаем эти правила и пользуемся ими и поэтому верим всем вашим рассказам, почему же вы отказываетесь поверить нашим?»» - пишет Франклин.

Белые христиане оказываются негостеприимными грубиянами в отношении индейцев. «Когда кто-нибудь из индейцев приходит в наши города, наши люди способны собираться толпой вокруг них, разглядывать их и беспокоить их, тогда как они хотят быть в одиночестве; они считают это большой грубостью и результатом недостатка в обучении правилам вежливости и хорошим манерам», - пишет Франклин.

Коренные американцы, напротив, ведут себя вежливо и гостеприимно в отношении белых колонизаторов. «В нас - говорят они, - столько же любопытства, сколько и в вас, и когда вы приходите в наши селения, мы, по возможности хотим посмотреть на вас; но для этой цели мы прячемся в кустах, мимо которых вы должны проходить, и никогда не навязываем вам своего общества».

Наконец, нетерпимость и расизм белых христиан зачастую связаны с их жадностью. Франклин приводит слова одного индейца: «Если белый человек, путешествуя по нашей стране, зайдет в одну из наших хижин, мы все обращаемся с ним так, как мы с вами; мы высушиваем его одежду, если он промок, мы согреваем его, если он замерз, даем ему мясо и питье, чтобы он мог утолить свой голод и жажду; мы расстилаем для него хорошие меха, чтобы он мог отдохнуть и поспать; и мы ничего не требуем взамен. Но если я приду в дом белого человека в Олбени и попрошу еды и питья, жители скажут: «Где твои деньги?», и если у меня их нет, они скажут: «Убирайся отсюда, индейская собака»».

Текст сочинения:
http://mith2.umd.edu/eada/html/display.php?docs=franklin_bagatelle3.xml

Русский перевод:
http://www.first-americans.spb.ru/n2/win/franklin.htm

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

воскресенье, 13 декабря 2009 г.

Джон Вулмэн. «Некоторые размышления о владении неграми» (1746)

Джон Вулмэн (John Woolman) (1720 – 72) – американский религиозный деятель, писатель и проповедник, один из лидеров общины квакеров. Он был убежденным пацифистом и сторонником отмены рабства. В своей книге «Некоторые размышления о владении неграми» («Some Considerations on the Keeping of Negroes») (1746) он выступил против порабощения чернокожих.

В основе расистских предрассудков в отношении чернокожих и оправдания рабства лежит эгоизм белого человека и его животные инстинкты. Они заставляют человека забыть об истине, которая состоит в том, что все люди равны и свободны. Таким образом, Вулмэн опровергает не только рабство, но и любое ксенофобное отношение к другому человеку, заставляющее рассматривать его не как равного и свободного человека.

Вулмэн пишет о заблуждении, которое часто овладевает людьми благодаря обычаю и господствующим мнениям, передающимся из поколения в поколение. Американский проповедник предлагает основываться в своих суждениях только на истине, а не на «обычаях и популярных мнениях». Именно так Вулмэн призывает относиться к рабству и чернокожим.

В основе оправдания рабства и расовых предубеждений, по мнению Вулмэна, лежит себялюбие человека – в данном случае, белого рабовладельца. Гениальность Вулмэна в том, что он связал расизм и предубеждения в отношении чернокожих с животными инстинктами («природными влечениями») и эгоизмом, во власти которых находится человек.

«Таким образом, природное влечение является ответвлением себялюбия (self-love) – оправданного среди животных, равно как и среди людей, но лишь с правильными ограничениями; но, с другой стороны, это источник зла, заставляющий желания опираться на средства, наносящие вред другим», - пишет Вулмэн.

Вулмэн считает всех людей братьями, если отбросить любые предубеждения и расовые предрассудки. «Тогда мы будем рассматривать человечество как братьев: хоть и различных уровней и разнообразных свойств и способностей, зависимых друг от друга», - пишет он. – «И ко всем людям будут относиться как к детям одного отца».

Вот как Вулмэн описывает действие расовых предрассудков на сознание человека, основанных на предубеждениях, доставшихся нам из прошлого.

«Когда мы вспомним, что все народы произошли от одной крови», - пишет Вулмэн, - «что в этом мире мы лишь временные жильцы, что мы подвержены одинаковым страданиям и слабостям тела, одинаковым болезням и недостаткам сознания, тем же искушениям и той же смерти, тому же суду, и что всеведущее бытие является судьей и господом над всеми нами, то тогда возникает идея общего братства».

«Но если мы забудем об этом», - продолжает американский проповедник, - «и посмотрим только на наши внешние обстоятельства в этом и прошедших веках, постоянно оставляющих в наших сознаниях деление на нас и их, то наши сердца наполнятся понятиями превосходства, и возникнет опасность заблуждения в нашем отношении к ним».

Вулмэн призывает отказаться от предубеждений и стереотипов в отношении чернокожих. Он предлагает сделать их свободными людьми, и тогда отношение к ним изменится: многие пороки, которые белые приписывают чернокожим, исчезнут. «Эти и другие обстоятельства, если рассуждать правильно, уменьшат то слишком великое неравенство, которое существует между нами и ими», - пишет он.

И, напротив, если белый человек продолжит настаивать на своем превосходстве, это лишь усилит существующие расовые предрассудки. «Если себялюбие будет господствовать в наших умах, наши мнения будут основаны на наших собственных предубеждениях. В таком случае, когда речь идет о людях, лишенных голоса в свою защиту, возникает опасность, что мы будем исходить из одной лишь пристрастности, пока, в результате долгой привычки, сознание не свыкнется с этим, и наше суждение не будет отравлено», - пишет Вулмэн.

Текст сочинения:
http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=29155580

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

среда, 4 ноября 2009 г.

Василий Попугаев. «Негр» (1801)

Очерк «Негр» (1801) русского публициста и поэта Василия Васильевича Попугаева (1778 – 1816) является, пожалуй, первым антирасистским произведением в русской литературе. В нем русский публицист-демократ разоблачает рабство и критикует белых европейцев за порабощение темнокожих собратьев. При этом эссе Попугаева было в равной степени направлено против русского крепостничества.

В своем очерке Попугаев повторяет основной тезис американских аболиционистов, провозглашенный еще Сэмюэлом Сьюэллом в его трактате «Продажа Иосифа» (1700): свобода человека является высшей ценностью, которую невозможно продать. Кроме того, автор разоблачает варварство и жестокость белых европейцев, промышляющих рабовладением.

В основе очерка – монолог «отягченного цепями» африканца Амру, которого «белые исторгли... из недра семейства, дабы везти в сахарные плантации в Америку». В нем он рассказывает о своей трагической судьбе. При этом Попугаев всячески оттеняет храбрость, благородство и великодушие чернокожих на фоне варварства белых рабовладельцев, которых он называет «свирепейшими тиграми».

«Европеец, славящийся своим просвещением и человеколюбием, сколь ужасное ты чудовище!» - пишет Попугаев.

Очерк заканчивается словами Амру, обращенными к его поработителям: «А вы, о варвары! Страшитесь гнева небес за коварное сердце ваше, вы погибнете без всякой пощады; глас правосудия загремит на вас по окончании века; вы дадите отчет за отнятие воли нашей!»

«Кто дал вам сие право? Кто позволил вам делать невольниками собратий ваших? Негр не может принадлежать белому ни по каким правам. Воля не есть продажная; цена золота всего света не в силах оной заплатить, и никакой тиран ею располагать не должен».

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

суббота, 30 мая 2009 г.

Йоханн Карл Вецель. «Бельфегор» (1776)

Роман немецкого писателя Йоханна Карла Вецеля (Johann Karl Wezel) (1747 – 1819) «Бельфегор» («Belphegor») (1776) отражает пессимистические взгляды позднего Просвещения на человека, общество, религию и государство. Он рассказывает о череде злоключений идеалиста-просветителя Бельфегора и его друзей.

Одновременно в романе, в довольно критическом ключе, поднимается ряд тем, свойственных либертарному мировоззрению: критика этнического и социального неравенства, свобода совести, эмансипация женщин и др.

Среди прочего, в романе содержится отповедь ненависти к евреям. Главный герой романа Бельфегор называет евреев нацией, «которую мы сделали целью нашего презрения и эгоизма, которую мы принудили быть обманщиками, поскольку мы лишили их всех средств содержать себя честно, поскольку мы определили их к денежному источнику, из которого каждый хочет что-то извлечь, и потребовали, чтобы этот источник не истощался».

С ним солидарен христианский священник Медардус, образ которого является воплощением христианской доброты. Он критикует своих собратьев по вере: «Эти христиане тех времен считали своим самым священным долгом причинять боль, мучить, истощать несчастных евреев. И даже сейчас, в наш светлый век, большинство рассматривает как великую милость то, чтобы обходиться с этим странствующим народом по-человечески».

Медардус полностью возлагает ответственность за существующую ненависть между евреями и христианами на последних. «Я не ставлю им в вину то, что они не любят тот род, который их ненавидят. Поскольку мы были более сильными, мы угнетали их; поскольку они не могли защищаться с помощью силы, они вели с нами войну с помощью ненависти и обмана», - говорит священник.

Немецкий текст романа:
http://www.zeno.org/Literatur/M/Wezel,+Johann+Karl/Romane/Belphegor

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

суббота, 14 марта 2009 г.

Готхольд Эфраим Лессинг. «Евреи» (1749)

Немецкий писатель и философ Готхольд Эфраим Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing) (1729 – 81) был одним из первых европейских интеллектуалов, который проповедовал терпимость к евреям. В 1749 г. он написал пьесу «Евреи» («Die Juden»), которая была посвящена толерантному отношению к еврейскому народу.

Сюжет пьесы таков. Случайный путешественник спасает богатого и знатного барона от нападения на большой дороге. На него напали разбойники, переодетые евреями. Барон, который придерживается дурного мнения о евреях, приглашает путешественника, всячески скрывающего свое происхождение, к себе в дом, чтобы он стал его гостем.

В этом доме он знакомится с местным управляющим, который крадет у него табакерку. Пытаясь разоблачить управляющего, путешественник обнаруживает у него накладную бороду, которую тот использовал для того, чтобы напасть на своего господина со своими сообщниками, переодетыми в евреев.

Путешественник разоблачает вора и разбойника, за что в награду барон предлагает ему руку своей дочери и все свое состояние. Однако путешественник отказывается, объявляя всем присутствующим, что он еврей (согласно прусским законам, браки между евреями и христианами были запрещены).

Тогда барон предлагает ему управлять всем его имуществом, но тот отказывается, желая и дальше продолжать свое путешествие. Слуга путешественника, который до этого не догадывался, кому он служит, с радостью готов следовать за своим господином.

Прототипом путешественника в пьесе «Евреи» считается еврейско-немецкий философ-просветитель Мозес Мендельсон, который был другом Лессинга.

Немецкий текст пьесы:

http://www.zeno.org/Literatur/M/Lessing,+Gotthold+Ephraim/Dramen/Die+Juden

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

воскресенье, 22 февраля 2009 г.

Сэмюэл Сьюэлл. «Продажа Иосифа» (1700)

Сэмюэл Сьюэлл (1652 – 1730) был судьей в северо-американском штате Массачусетс. В 1700 г. он написал небольшое эссе «Продажа Иосифа» («The Selling of Joseph»), которое стало первым аболиционистским трактатом в Северной Америке. В нем он осуждает рабство и призывает к терпимости и уважительному отношению к чернокожим.

«Свобода является самой главной ценностью после жизни: никто не должен один владеть ею или лишать ее других», - пишет Сьюэлл.

«Не существует соотношения между двадцатью сребрениками и свободой», - убежден Сьюэлл. По его словам, нельзя покупать людей, так как «они являются творениями бога, а их свобода дороже всякого золота».

Сьюэлл выступает за терпимое и уважительное отношение к чернокожим. «Какими бы черными они ни были, но, будучи сынами и дочерями Первого Адама, братьями и сестрами Последнего Адама, они являются творениями бога; к ним необходимо относиться с должным уважением», - пишет он.

Примечательно, что Сьюэлл был вовлечен в процессы над Салемскими ведьмами в 1692 г. Позднее он публично покаялся в том, что участвовал в суде над невинными людьми.

Английский текст «Продажи Иосифа» можно прочитать здесь: http://en.wikisource.org/wiki/The_Selling_of_Joseph

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

среда, 10 сентября 2008 г.

Повешенные гастарбайтеры и геи в подарок мэру Лужкову

В минувшее воскресенье 7 сентября в празднование Дня города в Москве, арт-группа «Война» с участием нескольких политических активистов провела художественно-политическую акцию. В подарок гомофобному мэру Москвы Юрию Лужкову («Единая Россия») были повешены трое таджиков и два гея.

Один из участников и организаторов этой акции Олег Васильев, являющийся членом либерально-оппозиционных движений «Оборона» и «Свободные радикалы», следующим образом прокомментировал смысл перформанса:

«У нас первоначально присутствовала аллюзия с казнью пятерых декабристов. Наиболее бесправной категорией российского общества во времена декабристов были крестьяне. Сейчас наиболее дискриминируемыми группами населения Москвы являются гастарбайтеры и геи».
Поэтому, по словам Васильева, было решено сделать «подарок» московским властям, известным своим негативным отношением как к приезжим рабочим из Средней Азии, так и к гомосексуалам, чьи публичные акции регулярно запрещаются и разгоняются администрацией мэра Лужкова.

7 сентября, около 21 часа участники акции пришли в магазин «Ашан» возле торгового центра «Мега «Белая дача». Трое из них были одеты как таджики-гастарбайтеры, а двое изображали геев-трансвеститов. Все пятеро встали на стремянки, им на шеи были надеты петли, после чего они повисли в воздухе. Одновременно рядом участники перформанса развернули флаг гей-прайда с надписью: «Пестель на х…й не упал».

Палачом выступил человек, облаченный в символику Молодой Гвардии «Единой России».

Арт-группа «Война» известна своими провокационными акциями, среди которых наиболее известно массовое совокупление участников арт-группы в Зоологическом музее в Москве. Она называлась «Еб…сь за наследника медвежонка» и была приурочена к президентским выборам в России в марте этого года.

Между тем, иностранные чернорабочие и гомосексуалы являются одними из самых уязвленных и дискриминируемых групп населения. Власти зачастую потворствуют, а то и сами разжигают националистические и гомофобные настроения в стране.

По данным правозащитников, сексуальные и национальные меньшинства в России являются постоянными жертвами нападений со стороны радикальных националистов.
Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

пятница, 15 августа 2008 г.

Война в Грузии: Модернизация откладывается

Либеральные публицисты уверены в том, что война России против Грузии ставит крест на модернизации российской экономики и общества. Она же влечет за собой усиление идеологии национализма и позиций силовиков во власти.

Дмитрий Орешкин пишет в своей статье «Путин как промежуток?», опубликованной в «Ежедневном журнале» 12 августа:

«С точки зрения внутренней политики, понятно, что можно забыть про обещания снизить инфляцию — она будет больше, чем в прошлом году. Можно забыть — или отложить на годы — реформу армии и пенсионной системы. Следует ожидать резкого усиления военного лобби и перехвата им рычагов управления, снижения долгосрочных инвестиций, ограничения внутренних свобод. Под войну можно легко списать многие из ранее сделанных долгосрочных ошибок.

Путинская система ценностей, заимствованная из мифологического прошлого, закономерным образом привела к возрождению совка на новом витке развития. Совковая идеология, вопреки тому, что она сама про себя говорит, заточена не на улучшение жизни сограждан, а на изъятие у них ресурсов для решения «государевой задачи». Как правило, военной.

Конкуренцию «мирного сосуществования» она по определению проигрывает в силу неадекватной целевой установки: Держава для нее важнее Населения. Поэтому она всегда норовит перескочить к «немирной» конкуренции. Исходя из ложной установки, что в этой сфере у нее дело поставлено лучше. Это ошибка. Со всеми вытекающими последствиями в виде застоя, бессмысленного перемалывания людских и финансовых ресурсов, утечки кадров, деградации и последующего распада хозяйства».

«Можно быть спокойным и за политическую судьбу В.В. Путина на ближайшие годы. На переправе коней не меняют, верно? Значит, надо, чтобы страна всегда чувствовала себя на переправе. В великом походе за державные ценности. Ну а коли поход, то как же обойтись без Вождя?!» - делает вывод Орешкин.

Андрей Колесников пишет в своей статье «Его «Курск»», опубликованной в газете «Ведомости» 13 августа:

«После своих первых 100 дней Медведеву придется разгребать наследие войны. И, надо сказать, первый и очевидный результат — модернизация откладывается. Конечно, можно говорить о дальнейшей либерализации политической жизни и о попытках возобновления экономических реформ. Но не время, товарищи! Сами понимаете — война…

Вооруженный конфликт увеличивает нагрузку на бюджет. Проблема беженцев может оказаться настоящим кошмаром. Возможное восстановление инфраструктуры Южной Осетии за счет России влетит в копеечку. А уж если кто-то надумает включить непризнанную республику в состав РФ… Война осложняет жизнь Минфину, делает гораздо более влиятельным оборонное лобби и укрепляет политические позиции спецслужбистов и силовиков».

«Внутри возможна чрезмерно высокая, а потому неуправляемая концентрация ксенофобской энергии «народных масс», причем надо понимать, что националистическое зрение едва ли отличит осетина от грузина», - пишет Колесников.

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

среда, 27 декабря 2006 г.

Мечта националиста: «свобода» без меньшинств




Депутат ГД РФ Наталья Нарочницкая (фракция «Родина») в очередной раз поставила «христианскую сущность» выше свободы.

Выступая в телепередаче «Народ хочет знать» (ТВЦ, 15 декабря), она заявила, что Россия – это «единственная страна христианского мира, где идут дискуссии по подлинному историческому проекту, а не только по тому, можно ли проводить парады сексуальных меньшинств».

«Мы единственные, кто открыто спорим о том, в чем христианская сущность того или сего. У нас политкорректны до сих пор такие споры философские, которые давно невозможно публиковать на Западе, я это слышала от своих друзей, западных профессоров, которые грустно говорили: «Счастливые, у вас свобода слова»», - заявила ультра-консервативная депутатка.

Здесь же Н.Нарочницкая обрушилась с критикой на западную модель демократии: «Нам 10 лет внушали, что Россия – неудачница мировой истории, что апофеоз свободы – это свобода национальных меньшинств и сексуальных».

Заявление Нарочницкой, однако, примечательно в том смысле, что позволяет видеть, какое будущее для России готовят консерваторы и националисты, проповедующие и даже осуществляющие политику изоляционизма страны.

Смесь внешне демократических институтов власти и ее абсолютно авторитарная (а в перспективе, возможно, и тоталитарная) сущность – вот прямое следствие приоритета любой высшей «сущности» над свободой, а «коренного» большинства – над меньшинствами.

Нарочницкая – один из идеологов такой модели развития России. Антизападная и клерикальная риторика, изоляционизм, националистические эксцессы, пока еще закамуфлированные под «патриотизм», - все это уже воплощается в политике российских властей, для которых становятся все более востребованными консервативно-националистические идеологи вроде Дугина или Нарочницкой.

Русский консерватизм последовательно уничтожает права и свободы меньшинств: религиозных, национальных, сексуальных. Это полностью отличает его от современного западного консерватизма, чей дискурс уже давно преодолел вопросы о «христианской сущности», в веке эдак 19-м.

Однако мобилизация националистических идеологем нынешней властью заставляет Россию плестись в хвосте не только философских дискуссий, но и исторического развития.

Николай Баев, движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: