Свободные Радикалы

вторник, 20 апреля 2010 г.

"Свободные Радикалы" примут участие в Московском Чаепитии.

Оргкомитет либертарного движения "Свободные Радикалы" большинством голосов принял решение об участии в акции протеста против нарушения экономических прав и свобод граждан Московское Чаепитие", организованной Либертарианской Партией России при поддержке ряда оппозиционных демократических организаций страны. Акция протеста в форме митинга, место и время проведения которого согласованы со столичными властями, пройдет в Москве в воскресенье, 25 апреля на Болотной площади. Сбор участников - в 13 часов.

Ярлыки: , ,

среда, 27 января 2010 г.

Джозеф Аддисон. «Королевская биржа» (1711)

Английский писатель, государственный деятель и журналист Джозеф Аддисон (Joseph Addison) (1672 —1719) пишет в своем очерке «Королевская биржа» («The Royal Exchange») (1711) о благах свободной торговли и перемещения капитала в мире. В нем он описывает биржу в Лондонском Сити в ее интернациональном разнообразии.

Свободная торговля не только способствует увеличению благосостояния граждан, но и стирает национальные и этнические границы между людьми. Аддисон дает либеральную картину единого человечества, связанного общим интересом, где этническая принадлежность человека не является разделяющим принципом или источником конфликта.

Аддисон следующим образом описывает Лондонскую биржу, где царят разнообразие и единство человечества: «Эта большая деловая сцена наполняет меня бесконечной радостью. Так как я большой любитель человечества, мое сердце переполняется удовольствием при взгляде на процветающее и счастливое разнообразие».

Торговля способствует экономическому процветанию людей. Развитие частного капитала увеличивает общее благосостояние. «Я восхищен тем, как компания людей процветает в собственных частных состояниях и одновременно продвигает общественный капитал», - пишет Аддисон.

Торговля связывает человечество, обеспечивая взаимозависимость различных регионов мира. «Похоже, природа довольно потрудилась над тем, чтобы распределить свои блага между различными регионами мера, учитывая эту взаимную связь и торговлю между человечеством, так что жители различных частей мира могут зависеть друг от друга и быть объединены общим интересом», - пишет английский публицист.

Аддисон называет торговцев послами. Их функция сродни дипломатическим миссиям в общении стран друг с другом. «Представители торгового мира являются тем, чем являются послы в мире политики; они обсуждают дела, заключают договоры и ведут добрую переписку между теми богатыми сообществами людей, которые отделены друг от друга морями и океанами или живут на противоположных концах континента. Я часто имел удовольствие слышать диспуты между жителем Японии и членом городского управления Лондона, или наблюдать, как подданный Великого Могула заключает союз с подданным Царя Московии», - рассказывает Аддисон.

Торговец – это гражданин мира. Он преодолевает и упраздняет не только государственные, но и этнические границы и разделения. В словах Аддисона мы читаем принцип либерального интернационализма: любая нация способна найти диалог с другой и войти в единое человечество. Таким образом, преодоление различий между этническими меньшинствами – это диалог с ними и связь общим интересом.

«Я бесконечно рад смешению с этими различными посланниками коммерции, отличающимися друг от друга их различными походками и языками: иногда я оказываюсь в компании армян; иногда я теряюсь в толпе евреев; а иногда изображаю одного из группы голландцев. Я датчанин, швед, француз в разное время; или даже представляю себя тем, кем назвал себя древний философ, - когда его спросили, из какой он страны, он ответил, что является гражданином мира», - пишет Аддисон.

Торговцы связывают человечество воедино. В этом прогрессивная функция торговли и свободного капитала. «По этой причине нет в обществе более полезных членов, чем торговцы. Они связывают человечество воедино во взаимную связь добрых дел, распределяют дары природы, дают работу бедным, благосостояние богатым и роскошь великим», - заключает Аддисон.

Текст сочинения:
http://www.wwnorton.com/college/english/nael/18century/topic_1/royal_exchange.htm

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , , , ,

суббота, 18 июля 2009 г.

Алексей Поленов. «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766)

Сочинение «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766) было написано русским правоведом и философом Алексеем Яковлевичем Поленовым (1738 - 1816) на тему, заданную Вольным экономическим обществом: «Что полезнее для государства, чтобы крестьянин имел в собственности землю, или только движимое имение, и сколь далеко на то и другое вопрос простирается».

В нем автор резко критикует крепостное право и предлагает его реформу. Поленов ставит на первое место свободу человека, его права и собственность как основания духовного и материального благополучия. Русский просветитель выступает за создание в России свободного среднего класса («среднего состояния»), который стал бы основой для экономического и духовного развития страны.

Человек наделен «врожденной к приобретению благополучия склонностью» и «непреодолеваемым стремлением к вольности». «Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных с человечеством прав», - пишет Поленов.

Если лишить его свободы и врожденных прав, это приведет к духовной и материальной деградации как человека, так и общества в целом.

«По справедливости рассудить, то от лишенного всех прав человечества и тем в конечное уныние приведенного человека ничего лучшего ожидать не должно. Мы не можем требовать, чтоб человек, будучи так сильно понижен, старался о себе надлежащим образом; ибо он наперед знает, что от своих трудов никакой пользы, кроме опасности, истязания и насильствия, не получит», - пишет Поленов.

«Конечное угнетение не только вредно для общества, но и опасно. Сверх сих причин должно взять в рассуждение общенародную пользу, которая требует, чтобы каждый в обществе член, исправляющий надлежащим образом положенную на него должность, свободно мог пользоваться приобретенными чрез свои труды выгодами, и в случае насильственного или скрытого их нарушения правосудие должно их защищать», - уверен русский правовед.

Обретение человеком свободы и его прав – вот оптимальный путь к улучшению его духовного и материального состояния. «Но пусть человек пользуется правами человечества, пусть уничтожены будут не допускающие его до их исполнения препятствия, то, возвратив свои силы, вскоре переродится», - пишет Поленов.

Русский просветитель выступает за создание в России сильного класса свободных мещан – «среднего состояния». «Мы имеем по городам множество ремесленных людей на государевом содержании. Отпустя всех сих людей на волю и учиня им на первый случай некоторое вспоможение, можно завести многочисленное мещанство и, дав им приличные по примеру других европейских народов вольности, возбудить к трудолюбию», - пишет он.

В России, по верному замечанию Поленова, нет среднего класса. И в этом состоит причина того, что Россия проигрывает в своем экономическом развитии другим нациям, хоть и менее богатым природными ресурсами («качествами их земель»), но значительно более превосходящими своим благосостоянием Россию.

«Другие народы, рассуждая по качествам их земель, во многом нам уступить должны; однако, несмотря на то, мы видим, что они нас во всем почти превосходят: из ничего, так сказать, делают они чудеса», - пишет Поленов.

Выход, по мнению Поленова, состоит в создании независимого среднего класса свободных граждан. «Учредив таким образом, мы вскоре равное увидим: города будут населены достаточными и полезными обществу жителями, красота их приумножится великолепными зданиями; государевы доходы возрастут несравненно; науки, художества и купечество придут в цветущее состояние, и всякий по справедливости тогда, не отягчая притом нимало общества, будет себя почитать благополучным», - уверен Поленов.

Похоже, впрочем, что вопрос о самостоятельном среднем классе с неотчуждаемыми гражданскими и экономическими правами не решен в России до сих пор.

Сочинение Поленова можно прочитать здесь:
http://www.bibliotekar.ru/reprint-123/2.htm

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

суббота, 4 июля 2009 г.

Николай Новиков. «О торговле вообще» (1783)

Русский писатель, публицист и просветитель Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) изложил в своем эссе «О торговле вообще» (1783) ряд либеральных взглядов на экономику и общество, которые являются актуальными и для современной России.

Торговля для Новикова является не только фактором экономического развития. Она также влияет на «нравственное просвещение» и свободу граждан, устраняет вражду между странами и национальную ненависть. Кроме того, Новиков критикует в своей статье экономику, построенную исключительно на сырьевых источниках, и излагает идеи, близкие к тому, что принято называть инновационным экономическим развитием.

«Не одни только американские золотые и серебряные рудокопни, наполняющие Европу, но наипаче изобретательный вкус в искусных потребностях довел прилежание до толь высокого степеня тонкости; сей вкус есть пружина знатных успехов, какие имела торговля, и купно также путь, по которому она всегда выше восходить будет, пока желание наше не имеет пределов», - пишет Новиков.

Эта мысль не утратила свою актуальность для современной российской экономики, если учесть, что в 21 в. роль «золотых и серебряных» рудников играют нефтяные и газовые вышки.

Новиков выступает сторонником не экономики сырьевых ресурсов – «предметов натуры», а экономики знаний – «изобретательной руки художника», того, что теперь принято называть инновационной экономикой.

«Натура довольно имеет предметов, а изобретательная рука художника умеет давать оным бесчисленное множество образовании прелести, так, что хотя они прежде и совсем были неизвестны, но как скоро появятся, то почитаются необходимыми», - пишет Новиков.

Русский просветитель перечисляет блага конкуренции, которые приносит с собой торговля: «Действие соревнования, долгое упражнение возбуждает ум мануфактуристов и воздымает его скоро к совершенству. Всякий работник вымышляет себе выгоды для приготовления работы своея как возможно дешевее и совершеннее (сии два качества делают надежным расход товаров); привыкши чрез долгое время работать ежедневно одинакие произведения, необходимо должен он приобретать себе выгоды и присвоивать совершенства, которых всякий другой, менее упражнявшийся, иметь не может».

Наконец, другое важное свойство торговли – преодоление национальных границ, вражды и войн. Либеральный и либертарианский пацифизм построен на этом стирании границ между государствами и их узко-национальных эгоистических интересов.

«Вечно не соединились бы сии многочисленные общества воедино, вечно бы род человеческий пребыл разделен на такие особенные отделы и в рассуждении нравов и просвещения всегда оставался бы на самом глубочайшем степене варварства и суровости, если бы другие причины не истребили национальную ненависть и не превратили ее во взаимную благосклонность и привязанность. Торговля издревле была один из первых и самых действительнейших способов к достижению сего предмета», - убежден русский писатель.

«Посредством ее начинают человеки чувствовать новые взаимные потребности; общественный прибыток начинает соединять их теснее и истреблять натуральную их ненависть; совершеннее становится искусство одолевать ненавистные страсти и снискивать себе благосклонность от других; справедливость и добронравие возрастают мало-помалу: великие торговые города не могут процветать, не будучи верны в своих обязательствах и честны во своем торге», - пишет Новиков.

Текст эссе Новикова:
http://www.rvb.ru/18vek/novikov/01text/03hist_philos/30.htm

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,