Свободные Радикалы

воскресенье, 20 декабря 2009 г.

Джудит Мюррей. «О равенстве полов» (1790)

Американская писательница и феминистка Джудит Сарджент Мюррей (Judith Sargent Murray) (1751 – 1820) призывает в своем трактате «О равенстве полов» («On the Equality of the Sexes») (1790) к равноправию мужчин и женщин. Она критикует духовный и социальный деспотизм мужчин, которые сделал из женщин людей второго сорта

Джудит Мюррей развенчивает господствующий миф о том, что сознание мужчины превосходит сознание женщин так же, как мужское тело – женское. Да, физически мужчина сильнее женщины, но не духовно. Физическое превосходство мужчины не есть причина его духовного, морального и социального господства, которое мужчины установили над женщинами. Мюррей опровергает тезис о том, что физическая сила существа определяет его духовное превосходство; более того, этот принцип скорее свойственен животному, но не человеческому миру.

«Если бы это суждение было верно, то мужчина тогда должен был бы уступить пальму первенства многим диким существам, которые намного превосходят его телесной силой», - пишет Мюррей.

У людей превосходство основано на духовном, а не физическом принципе. В качестве примера Мюррей пишет о несоответствии физической комплекции человека и его духовных дарований, как в случае с физически ущербным поэтом Александром Попом – одним из духовных лидеров современной ей эпохи.

Более того, американская писательница приводит очень важный аргумент, фактически развенчивающий гендерные стереотипы, на которых часто строится гетеросексистское господство мужчины. «Наблюдение доказывает, что есть много крепких мужеподобных женщин и женственных мужчин», - пишет Мюррей.

Таким образом, мужское превосходство над женщинами имеет животную, а не духовную природу. Оно порождает эгоизм мужчин, которые лишили женщин возможности быть духовно равными им. «Странно, насколько себялюбие ослепляет вас, мужчины; если бы ваше предвзятое любование собственными способностями полностью не захватило вас, вы бы давно признали ту силу, к которой я собираюсь призвать», - пишет американская феминистка.

Природа дала равные способности людям. Женщины обладают такими же духовными задатками, как и мужчины. «Разве зрелое рассуждение может согласиться с идеей, что природа является настолько предвзятой в своем распределении? Неужели это верно, что она вложила в одну половину человеческих существ столь неоспоримое духовное превосходство? Я знаю, что обоим полам свойственны как возвышенное понимание, так и обратное. Но, позвольте спросить, чем сознания женщин столь одиозно бедны или неравны?»

Проблема состоит в том, что женщины, обладая духовными способностями, равными мужчинам, лишены возможности их реализовать. «Я повторяю, что наши сознания полностью открыты для размышления; что воображение может действовать в них с полной силой; и что, если рано заложить правильное основание, наши идеи станут затем достойными разумных существ», - пишет Мюррей.

Мужчины, пользуясь своим социальным превосходством, захватили монополию на духовное развитие, перекрыв к нему доступ для женщин. В первую очередь это касается образования, которого женщины в 18 веке были лишены. «Позвольте спросить, - пишет Мюррей, - откуда возникает это превосходство в духовных способностях. Не происходит ли оно из разницы в образовании и вытекающих из него преимуществ? Не получается ли, что суждение двухлетнего мальчика оказывается мудрее, чем девочки того же возраста?»

«Какая предвзятость возникает в этот период! Насколько один возвышен, а другая угнетена различными методами принятого воспитания! Одного учат стремиться вверх, другую с раннего возраста держат взаперти и ограничивают. С годами сестру полностью подчиняют домашнему хозяйству, в то время как брата ведут за руку по всем цветущим тропам науки», - пишет Мюррей.

В результате такой практики женщины становятся людьми второго сорта. «Учитывая, что их сознания равны, кто будет удивляться такому мнимому превосходству, если на самом деле привычка становится второй природой; вернее, если она занимает место природы, а то, что это так, доказывает ежедневный опыт. Необразованная, но честная женщина чувствует пустоту, которую не могут заполнить никакие занятия, доставшиеся ей», - полагает американская писательница.

Женщина заполняет отсутствие образования теми сексистскими стереотипами и гендерными ролями, которые навязывают ей мужчины: от моды до секса. «Что она может сделать? … Мода, скандалы и иногда нечто предосудительное – вот что достается ей в утешение; и кто знает, до каких вольностей она еще может дойти. Тем временем, она является самой несчастной; она чувствует недостаток образованного ума. Если она одинока, то она тщетно пытается заполнить время сексуальными занятиями или развлечениями», - констатирует писательница.

Женщины достойны большего, чем кухня и домашняя работа. Женщина – человек, а поэтому ее предназначение – это также духовная самореализация. «Когда раздаются голоса: «Вам хватит ваших домашних занятий» - я хочу спросить: разумно ли, чтобы претендент на бессмертие, на радости рая – разумное существо, которое должно провести вечность в созерцании творений божества, должно ли оно быть настолько унижено, чтобы ей позволяли заниматься лишь тем, как приготовить пудинг или починить одежду?»

Джудит Мюррей призывает женщин бороться за свое равноправие. «Будучи неравными, мы, тем не менее, вынуждены бороться», - пишет она. Писательница уверена в победе женщин над господством мужчин. «Мы настигнем деспотического мужчину; мы с яростью бросимся в бой и, увенчанные успехом, мы оправдаем возложенные на нас ожидания». При этом грубости и деспотизму мужчин Мюррей противопоставляет женские качества, которые должны принести им победу: «чувствительность, мягкое сострадание и нежное милосердие, которые присущи женской душе».

Текст сочинения:
http://digital.library.upenn.edu/women/murray/equality/equality.html

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

суббота, 12 декабря 2009 г.

Иммануил Кант. «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784)

В своей статье «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» («Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbuergerlicher Absicht» (1784) немецкий философ Иммануил Кант (Immanuel Kant) (1724 – 1804) излагает либеральную концепцию истории как процесса реализации свободы человека.

История предстает у Канта как игра свободы человеческой воли и одновременно как прогресс постепенного развития человечества, то есть прогресс свободы. Человек реализует свою свободу с помощью гражданского устройства, культуры и просвещения. Он действует не с помощью инстинктов, как в животном мире, а с помощью своих знаний, навыков и общественных институтов. В них Кант видит основной вектор истории – освобождении личности.

Свобода воли человека является его естественным свойством, данным ему природой. Задача исторической науки – исследовать закономерные проявления этой свободы. «Если бы она рассматривала действия свободы человеческой воли в совокупности, то могла бы открыть ее закономерный ход; и то, что представляется запутанным и не поддающимся правилу у отдельных людей, можно было бы признать по отношению ко всему роду человеческому как неизменно поступательное, хотя и медленное, развитие его первичных задатков», - пишет Кант.

Для реализации своей свободы человек создает гражданское устройство. «Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть существует полный антагонизм и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, — только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы, развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само осуществило. Вот почему такое общество, в котором максимальная свобода под внешними законами сочетается с непреодолимым принуждением, т. е. совершенно справедливое гражданское устройство, должно быть высшей задачей природы для человеческого рода», - полагает Кант.

«Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, — достижение всеобщего правового гражданского общества», - в этом Кант видит цель истории.

Кант пишет о культуре как общественной ценности человека, развитии его талантов. Она связана с просвещением, которое, как писал Кант в статье «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?», ведет к освобождению разума – выходу из его несовершеннолетия.

В просвещении Кант видит вектор истории – реализацию свободной воли человека, снятие личных ограничений, навязанных ему извне: заблуждениями, религией, иллюзиями. «Вот почему все более решительно упраздняется ограничение личности в ее деятельности, а всеобщая свобода вероисповедания все более расширяется. Так постепенно, преодолевая заблуждения и иллюзии, возникает просвещение как великое благо», - полагает Кант.

Текст сочинения:
http://www.projekt.gutenberg.de/?id=5&xid=1365&kapitel=1#gb_found

Русский перевод:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000510/

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

четверг, 17 сентября 2009 г.

Томас Пейн. «Письмо о женском поле» (1775)

Американо-британский радикал, публицист, философ и участник Американской и Французской революций Томас Пейн (Thomas Paine) (1737 – 1809) критикует мужской шовинизм и порабощение женщин в своей статье «Письмо о женском поле» («Occasional Letter on the Female Sex») (1775). В ней он дает мрачную картину подчинения женщин мужскому произволу, основанному на сексуальной эксплуатации.

Мужчины поработили женщин с помощью своего физического превосходства и ради собственного сексуального господства. Везде женщины угнетаются, унижаются и дискриминируются. Даже в тех странах, где они формально не лишены свободы, законы существенно ограничивают их права, а мужчины остаются их тиранами и моральными «арбитрами» одновременно.

Роль мужчины во все времена и эпохи сводилась к роли угнетателя женщин. «По отношению к ним мужчина во всех регионах и во все века всегда выступал либо как бесчувственный муж, либо как угнетатель», - пишет Пейн.

На женщин ложится дополнительное бремя страданий и невзгод. «Постоянно окруженные печалями и страхами, женщины не только разделяют наши несчастья, но, кроме того, еще и подвержены собственным бедам, которые свойственным им самим», - пишет Пейн.

«Они могут надеяться лишь на унизительную мольбу о пощаде или слабый голос благодарности. Общество, вместо того, чтобы облегчить их условия, является для них источником новых несчастий», - говорит Пейн о женщинах.

Пейн пишет, что мужчина поработил женщину еще в первобытные времена, и в основе этого порабощения лежит сексуальное и физическое господство мужчин.

«Мужчина в состоянии варварства … знаком лишь с физическими последствиями любви; и, не имея о них моральных представлений, которые единственно могут смягчить власть силы, он рассматривает ее как свой высший закон, подвергая своему деспотизму тех, чей разум равен ему, но чье бессилие отдает их во власть его силы», - пишет Пейн.

Наиболее тяжелое положение, по мнению Пейна, у женщин Азии, где они являются рабынями мужчин, призванными удовлетворять их сексуальные желания.

Однако и в западных странах, где, по словам Пейна, «женщины не были лишены своей свободы, суровое законодательство во все времена держало их в состоянии зависимости».

«Даже в странах, где их можно считать наиболее счастливыми, они ограничены в желании распоряжаться своими благами, по закону лишены свободы воли, являются рабынями мнения, которое полностью руководит ими и делает их виновными за малейшие проступки; со всех сторон они окружены судьями, которые одновременно являются их тиранами и соблазнителями и которые, подготовив их вину, наказывают любое отклонение позором, узурпируют право унижать их по одному подозрению!»

Текст сочинения:
http://www.thomaspaine.org/Archives/occ.html

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , ,

воскресенье, 13 сентября 2009 г.

Эбигейл Адамс. Письмо Джону Адамсу (31.03.1776)

Эбигейл Смит Адамс (Abigail Smith Adams) (1744 – 1818), жена второго президента США Джона Адамса, была убежденной сторонницей прав женщин и яркой представительницей женской эмансипации в американской истории. В своем письме к мужу от 31 марта 1776 г. она призывает ввести право голоса или представительство для женщин в новом государстве – Соединенных Штатах Америки.

По ее мнению, власть мужчин является тиранической, так как сама природа мужчины толкает его на злоупотребление своей силой и властью. Эта тираническая природа мужчин проявляется в порабощении ими женщин. Поэтому законы нового государства должны защитить их права.

«Я слышала, что вы провозгласили независимость», - пишет Эбигейл Адамс, - «и, кстати, я полагаю, что вам необходимо вспомнить о женщинах и быть более щедрыми и благосклонными к ним, чем ваши предки».

Эбигейл Адамс провозглашает один из краеугольных принципов феминизма: власть мужчин опасна тем, что она легко перерождается в тираническую. «Не наделяйте мужей такой неограниченной властью. Помните, что все мужчины стали бы тиранами, если бы смогли», - пишет она.

«Если женщины не получат должной заботы и внимания, мы вынуждены будем поднять восстание и не будем придерживаться никаких законов, в которых мы не имеем голоса или представительства», - пишет Адамс.

«То, что ваш пол по природе своей является тираническим, - это настолько очевидная истина, что не требует обсуждения, кроме тех из вас, кто, по счастью, добровольно слагает с себя грубое звание господина ради более нежного и любимого имени друга. Почему же тогда не лишить власти порочных и беззаконных людей, которые безнаказанно используют нас со всей жестокостью и пренебрежением. Разумные мужчины во все века отвергали такие обычаи, которые относятся к нам лишь как к вассалам вашего пола», - заключает Эбигейл Адамс.

Текст письма:
http://www.masshist.org/digitaladams/aea/cfm/doc.cfm?id=L17760331aa

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

воскресенье, 22 марта 2009 г.

Сэмюэл Ричардсон. «Кларисса Харлоу» (1748)

Романы английского писателя Сэмюэла Ричардсона (Samuel Richardson) (1689 – 1761) считаются образцами мещанского морализаторства, прославляющего христианские добродетели. Роман «Кларисса Харлоу, или История молодой леди» («Clarissa Harlowe; or the history of a young lady») (1748) рассказывает о том, как девушка из богатой буржуазной семьи была похищена молодым аристократом, изнасилована им, но даже на смертном одре не потеряла свою веру и добродетель.

Однако в этом объемном и мало интересном современному читателю тексте есть интересная мысль, которую высказывает главный отрицательный герой романа – распутник и насильник Роберт Ловелас (чье имя стало нарицательным).

Ловелас предлагает радикальную реформу брака, призывая заключать все браки сроком на один год, после чего они должны расторгаться. По его мысли, браки должны заключаться ежегодно так же, как ежегодно должны проходить выборы в парламент.

Регулярная смена супругов позволит, по мысли Ловеласа, уничтожить супружескую измену, полигамию, ревность, лицемерие супругов, изнасилования и даже предотвратить многие убийства.

Реформа брака также улучшит отношения между полами. Те из супругов, которые плохо вели себя в первом браке, получали бы возможность исправиться с каждым новым браком.

«Каждый мог бы вступать в брак по крайней мере десяток раз. Как мужчины, так и женщины вели бы себя внимательно, вежливо и деликатно», - убежден Ловелас.

«Одним словом, за несколько лет полностью улучшились бы нравы и образ жизни обоих полов, что было бы следствием такого спасительного закона», - заявляет он.

Более того, годичные браки полностью учитывали бы интересы женщины. Так, по мысли Ловеласа, мужчина не сможет жениться на другой женщине, пока он не решит все спорные вопросы с предыдущей женой, и пока они не договорятся о том, с кем останутся их общие дети: с ней, с ним или на воспитании государства.

«Я ничего не хочу оставлять в полной власти мужчины. И все в моем плане сделано в пользу женщины», - заявляет Ловелас.

Он подчеркивает, что его реформа брака кардинально отличается от патриархальной полигамии. «Насколько более предпочтительным является мой план перед многоженством древних патриархов, имевших бесчисленных жен и наложниц», - говорит Ловелас.

Английский текст романа:
http://ebooks.adelaide.edu.au/r/richardson/samuel/clarissa/

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , , , ,

четверг, 21 августа 2008 г.

Как можно больше свободы!

Консервативный крен «демократической» партии «Яблоко» стал заметен сразу после избрания ее руководителем Сергея Митрохина. Этот политик отличается от своего лощеного предшественника Явлинского не только манерами и габаритами московского лавочника. Дело, оказывается, в ценностных ориентирах. Свобода, по словам Митрохина, не может оставаться основным лозунгом демократов.

Об этом лидер «Яблока» заявил на своей конференции 21 августа. «Должна быть скорректирована система ценностей, которая характерна для ряда демократических движений и сил», - передает слова политика сайт Каспаров.ру. – «Сама по себе «свобода» нас не объединит».

Г-н Митрохин и ранее отличался симпатиями к консервативной идеологии. Под его чутким руководством фракция «Яблоко – Объединенные демократы» в Мосгордуме единогласно поддержала кандидатуру Юрия Лужкова на пост мэра Москвы в 2007 г.

Подобно самому отъявленному консерватору, Митрохин в свое время клеймил идею легализации проституции, а также проведения в Москве гей-парадов.

Впрочем, опасная близость к консервативной идеологии является родовой болезнью всех российских демократов. Отсюда – призывы разбавить ценность свободы другими, более консервативными ценностями: такими, как «нация», «достаток», «сила», «семья» или «справедливость». Этим грешит не только «Яблоко» со своим консервативным лидером, но и другие «либеральные» партии и движения.

В этом смысле ни Рыжков, ни Белых, ни Касьянов также не предлагают российскому обществу больше свободы, чем прописано в Конституции 1993 г.

Между тем, главным лозунгом должен стать лозунг: «Как можно больше свободы!». Необходимо существенно расширить горизонты свободы в России. Это должно быть главным требованием либеральной оппозиции.

Одними ценностями рыночной экономики или правового государства уже нельзя продвинуться вперед, тем более что эта политическая ниша уже занята консерваторами из «Единой России». А вместе с нишей к ним отошли и соответствующие социальные группы: от частных предпринимателей до интеллигенции.

Надо предложить реальную позитивную программу на основе последовательных либеральных и либертарианских ценностей, которые не идут ни на какие компромиссы ни с консерваторами, ни с державниками, ни с националистами, ни с радетелями о «социальной справедливости».

Необходимо потребовать от власти и общества больше свободы во всех сферах социальной, политической и экономической жизни. Для этого нужно предложить России еще более радикальный проект социальной эмансипации, чем тот, который был реализовать в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века.

К сожалению, пока российские демократы лишены такой политической воли. Никто из них не готов требовать не только сохранения свобод, завоеванных в 90-е годы, но и реализации новых, включая расширение гражданских и социальных свобод национальных, религиозных и сексуальных меньшинств, обеспечение свободы альтернативных образов жизни, отмену прогибиционистской политики в отношении наркотиков, достижение еще более широкой эмансипации женщин и других социальных групп.

Скорее, наоборот, пример «Яблока» говорит об обратной тенденции: соглашательства с авторитаризмом и «суверенной демократией».

Члены Оргкомитета либертарного движения «Свободные радикалы»:
Николай Баев
Алексей Мома

Ярлыки: , , ,

суббота, 26 апреля 2008 г.

Клерикализм, анархо-феминизм и ЛГБТ-сообщество


26 апреля в рамках Фестиваля против гомофобии в Москве с докладом на тему «Гомофобия и церковь» выступил архиепископ Алексей Скрипников-Дардаки из Православной реформистской церкви. Как известно, архиепископ основал в Москве общину для ЛГБТ-христиан.

Священник подчеркнул, что в современной РПЦ господствует лицемерное и циничное отношение к сексуальным меньшинствам. Многие священники сами практикуют однополые связи, однако открыто осуждают гомосексуальность.

Скрипников-Дардаки привел слова одного из священников РПЦ: есть религия для жрецов, а есть – для народа. Для «жрецов» все доступно. Тем самым, в РПЦ господствуют двойная мораль и цинизм. Священники становятся «системщиками», которые лишь зарабатывают деньги, продавая свои «ритуальные» услуги.

Представительница анархистского движения выступила с докладом об анархо-феминизме. По ее словам, феминизм защищает права не только женщин, но и мужчин. Анархо-феминизм делает акцент не на половых различиях, а на личности человека, вне зависимости от его пола (генетических признаках сексуальности) и его гендера (социальных признаках сексуальности).

Радикальный гей-активист Питер Тэтчелл недавно выступил с речью на съезде британских феминисток. По его словам, феминизм и ЛГБТ-движение борются с одним и тем же: гетеросексизмом и гетерономативностью, которые начиная с детства навязывают человеку мужественный или женственный стереотип поведения. Там, где мальчики или девочки выходят за рамки гендерных стереотипов, возникает гомофобия, пытающаяся загнать людей в заданные гетеросексистские нормы.

В целом, можно сказать, что феминизм и ЛГБТ-движение реализуют одну и ту же цель: эмансипацию личности от патриархальных норм подавления.

Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»

Ярлыки: , ,

вторник, 6 марта 2007 г.

Не цветы раз в году, а равноправие каждый день!

8 марта, демонстрация против сексизма
В четверг 8 марта в Новопушкинском сквере в 14-00 состоится демонстрация в протест против сексизма, организованная либертарным движением «Свободные радикалы» совместно с Молодежным Правозащитным Движением и правозащитным движением LGBT- rights.
Участники акции выступят в поддержку реального равноправия и эмансипации женщин и выскажут свой протест против дискриминации по половому признаку, которая существует в российском обществе на бытовом уровне повсеместно и пытается быть закреплена некоторыми «патриотически-настроенными» политиками законодательно.
Уведомление о проведении манифестации подано в установленном законодательством РФ порядке.

Ярлыки: ,